Corvette Полвека с астронавтами

Корветт история

Corvette – такой же символ, как бейсбол или яблочный пирог. Поколения выросли вместе с ним; некоторым повезло, и они приобрели себе собственный Corvette, в то время как другим оставалось о нем только мечтать.
Свою историю легенда отсчитывает с первой половины 50-х гг. прошлого века, когда возродившаяся любовь американцев к спортивным автомобилям начала превращаться в настоящую страсть. До этого времени ее объектом были в основном импортные машины. Американская промышленность того времени ничего похожего предложить не могла.

До тех пор пока в начале 50-х Харли Эрл, шеф отдела стайлинга General Motors, Эд Коул, главный инженер Chevrolet и молодой дизайнер Боб Маклин не создали пластилиновую модель двухместного спортивного автомобиля, получившего название, да, только представьте себе, Project Opel. Начальству модель понравилась – было решено рискнуть! В январе 1953 года прототип был показан публике, уже под именем Corvette.

Автомобиль привлекал внимание своим внешним видом, но многие были разочарованы технической стороной дела и требовали более мощный двигатель. С 1955 года модель получила V8 мощностью 195 л.с.

Первый рестайлинг Corvette состоялся через три года – ушли в небытие оригинальные задние крылья, зато появились дверные ручки и двухцветная раскраска, а затем и знаменитые четыре задних фонаря. Техническая сторона была представлена V-образными “восьмерками”, впервые оборудованных прямым впрыском топлива и алюминиевыми головками цилиндров.

Согласно легенде, дизайн Corvette второго поколения пришел на ум Биллу Митчелу, новому дизайнеру, во время океанской рыбалки – силуэт акулы потом долго не давал ему спокойно спать. В результате появился клиновидный С2, оставшийся в истории под кличкой Sting Ray (в переводе “скат, морской кот”). С необычно плоским силуэтом, он добавил марке экстравагантности с помощью выдвигающихся фар и “возвышенностей” над колесами, сохранившихся в генетическом коде автомобиля до сих пор. Первую сотню он покорял всего за 4,8 секунды благодаря семилитровому V8.

Митчеловская акула и бутылка “Кока-колы” сослужили хорошую службу Дэвиду Холлзу, автору внешнего облика следующего Corvette. Соединив гипертрофированные колесные арки одной гениальной линией, очень похожей на ту, что формирует талию знаменитой бутылки, он нашел золотое сечение Corvette – именно третье поколение автомобилей навсегда останется в истории как самое популярное. Он был не просто самым красивым – он был лучшим. С3 выпускался как кабриолет, купе и фэстбек под той же кличкой Stingray, вот только писалась она теперь в одно слово, а не раздельно, как раньше. С 1970 по 1974 гг. на автомобиль ставился один из самых мощных агрегатов за всю историю Corvette – 7,4-литровый силовой агрегат мощностью 425 л.с.

Шарм восьмидесятых трудно определить словами, но легко можно уловить в формах модели, созданной Джерии Палмером в 1983 году. Отход от элегантности компенсировался отменными аэродинамическими показателями и введением модных примочек вроде ABS, трэкшн-контроля, композитных материалов и алюминия. Правда, 5,7-литровая “восьмерка” была способна выдать не больше 230 л.с.

В 1997 году дебютировало пятая генерация Corvette. Семейство включало три типа кузова: купе, кабриолет и тарга (вариант со съемным жестким верхом). Автомобиль получился не только красивым, но и агрессивным. Все усилия конструкторов были направлены на то, чтобы доставить водителю как можно больше удовольствия. Привлекала покупателей и достаточно невысокая для автомобилей такого рода стоимость.

В 2001 году свет увидел Corvette Z06. Свое название модель получила в честь талантливого конструктора Зоры Аркуса-Дантова, который в 1963 году предложил для Corvette Sting Ray спортивный пакет Z06 RPO, превращавший серийный вариант в гоночный автомобиль. Такая же идея заложена и в новом Z06. Данная версия кардинально отличается от предыдущих Corvette: как внешне, так и новым, более мощным и легким двигателем.

Итак, Corvette, символ свободы, и спустя почти полвека с начала выпуска все еще с нами, выдержав все – и колебания экономики, и изменения спроса, и перемены в законодательстве.

Тест-драйв ChevroletCorvette Coupe

Корабли.

«Главным свойством любого удачного товара является его способность обеспечить полный набор потребительских качеств за те деньги, которые за него просят».

Из доклада Зоры Аркус-Дантова о технических параметрах Corvette Sting Ray Coupe 1963 года.

Для большинства американцев Chevrolet Corvette — такой же символ страны, как бейсбол или яблочный пирог. Они выросли вместе с ним; некоторым повезло, и у них был собственный Corvette, другим оставалось о нем только мечтать. Corvette — это неотъемлемая часть Америки, символ свободы, не менее важная часть современной американской культуры, чем любое лицо, событие или место.

Свою историю Corvette отсчитывает с первой половины 50-х, когда возродившаяся любовь американцев к спортивным автомобилям начала превращаться в настоящую страсть. До этого времени ее объектом были в основном импортные машины. Американские военнослужащие, находившиеся в Европе во время войны, полюбили открытые спортивные MG TC, некоторые даже привозили их с собой, возвращаясь на родину. За ними на американских дорогах появились Jaguar XK120, MG TD, Triumph TR2 и Austin-Healy, дизайн и стилистика которых оказали свое влияние на поколения американцев, в их числе были и будущие создатели Corvette. Американская промышленность того времени ничего похожего предложить не могла. До тех пор пока в начале 50-х Харли Эрл, шеф отдела стайлинга корпорации General Motors, Эд Коул, главный инженер Chevrolet и молодой дизайнер Боб Маклин не создали пластилиновую модель двухместного спортивного автомобиля, получившего название Project Opel. Начальству модель понравилась, и решили рискнуть. В январе 1953 года прототип был показан публике, уже под именем Corvette.

Реакция публики была такова, что уже спустя полгода на заводе в г. Флинт начался серийный выпуск. Первоначально кузов машины предполагалось делать из стали, но потом остановились на стеклопластике — проще производственная оснастка, легче получались изгибы, да и потребителей новый материал заинтриговал.

В 1953 году выпущено 300 автомобилей Corvette, все они были белые с красным салоном. Продажи, несмотря на первоначальный энтузиазм публики, шли медленно. В 1954 году выпущено 3640 машин. В 1955-м продано только 700.

Между тем у конкурента — Ford, появилась модель Thunderbird •55. Тут в дело вступил Зора Аркус-Дантов, пожалуй, самая известная личность во всей длинной истории Corvette. Страстный любитель гонок, он взялся за улучшение динамических характеристик автомобиля. Он занялся шасси и подвеской, а Эд Коул — двигателем, создав в 1955-м знаменитый «маленький V8» мощностью 240 л. с. Судьба Corvette была предрешена.

Каждое поколение Corvette отражает свое время в изгибах кузова или форме задних фонарей. Первое (1953-1962 гг.) напоминает о «золотом веке» американского автомобилестроения массивными бамперами и обилием хрома. Второе (1963-1967 гг.), пожалуй, лучше всего отвечает понятию эпохи muscle cars.

И каждое оставило свой отпечаток благодаря дизайну и техническим новинкам. Например, Corvette •57 с его двигателем, который выдавал одну лошадиную силу с каждого кубического дюйма объема. Или Corvette Coupe •63 с разделенным пополам задним окном. Машину пришлось переделывать — разделитель ухудшал задний обзор. Но судя по тому, сколько сейчас стоят эти машины, водители готовы терпеть неудобства.

Немногочисленные конкуренты не выдержали состязания. Кто-то прекратил производство, кто-то сменил имидж — Thunderbird, например, превратился в совершенно иной автомобиль. А Corvette спустя почти полвека с начала выпуска все еще с нами, выдержав все — и колебания экономики, и изменения спроса, и перемены в законодательстве. Этих автомобилей построено больше, чем любых других спортивных машин такого класса.

Да, Corvette для большинства американцев был и остается «машиной мечты». Но секрет его притягательности — не только в психологии покупателей. Это технически совершенные, каждый для своего времени, автомобили для водителя, и управлять ими — неописуемое удовольствие.

По словам Джона Мидлбрука, генерального менеджера отделения Chevrolet, «Corvette был и остается флагманом модельного ряда Chevrolet. Этот автомобиль — выставка дизайнерских и технологических достижений компании». И Corvette пятого поколения, показанный публике в январе этого года в Лос-Анджелесе и Детройте, — не исключение.

Создатели нового Corvette своей работой довольны. Говорит Дэйв Хилл, главный инженер проекта: «Мы тщательно проанализировали все слабые места предыдущей машины. То, что было хорошо, стало еще лучше, а то, что было отлично, стало превосходным. Теперь даже приверженцам импортных моделей придется крепко задуматься».

Внешний вид Corvette •97 описывать нет смысла — все хорошо видно на фотографиях. Можно лишь сказать, что при всех изменениях преемственность стиля полностью сохранена и внешне машина получилась абсолютно узнаваемой. Но внутри скрывается целый ряд технических новинок.

Наружные панели кузова выполнены из стеклопластика и закреплены на полу и раме. Пол автомобиля представляет собой сэндвич из двух панелей из композитного материала, между которыми зажат слой бальзового дерева. Перепробовали массу синтетических материалов, но оказалось, что по сочетанию таких свойств, как жесткость, легкость и способность гасить шум и вибрации, равных бальзе нет. Бесшовная металлическая рама выполнена методом прессования в жидкости, предыдущая конструкция была сварной и состояла из 14 деталей.

Эти меры позволили резко увеличить жесткость несущей части кузова, что не только снизило вибрации, но и улучшило управляемость автомобиля, теперь при настройке подвески уже не требуется учитывать колебания кузова.

Кстати, коэффициент аэродинамического сопротивления Cd составляет всего 0,29 — меньше, чем у любого спортивного автомобиля в мире.

Значительно модернизирована подвеска, многие элементы которой выполнены из алюминия, при этом удалось одновременно улучшить и управляемость и комфорт автомобиля — обычно эти требования противоречат друг другу. Подвеска сделана регулируемой по высоте — это позволяет компенсировать особенности индивидуального автомобиля. На 210 мм увеличена колесная база и расширена колея, что дополнительно повысило устойчивость.

А V томобиль снабжен системой, которая позволяет водителю на ходу выбрать жесткость амортизаторов. В дополнение к этому система автоматически отслеживает неровности дороги и плавно регулирует жесткость в выбранном водителем диапазоне.

Двигатель LS1 — классическая V-образная 5,7 л восьмерка Chevrolet — получила алюминиевый блок. Конструкция осталась традиционной, с нижним расположением распредвала и штангами-толкателями клапанов. Она компактнее, что важно для Corvette с его низким капотом, проще и, соответственно, надежнее — регулировка двигателя требуется лишь через 160 тыс. километров. Мощность доведена до 345 л. с. — это больше, чем у прошлогодних LT1 или LT4. Крутящий момент составляет 475 Нм.

До 60 миль/час (97,2 км/час) Corvette с механической коробкой разгоняется за 4,72 сек., а ускорение приближается к 1 g. Максимальная скорость — почти 280 км/час.

Радикально изменилась компоновка. Нет, автомобиль по-прежнему заднеприводный, но трансмиссию перенесли назад. Это позволило значительно увеличить пространство для пассажиров и удвоить объем отсека, который в обычных машинах называют багажником — теперь там можно разместить не одну, а две сумки для гольфовых клюшек. А у водителя появилась площадка для левой ноги.

Тормоза всех колес, естественно, дисковые, имеется и АБС и АПС; тормозной путь автомобиля со скорости 100 км/час не превышает 40 метров.

Стандартные шины для Corvette — Goodyear Eagle F1 GS EMT, передние P245/45ZR17, задние P275/40ZR18. На них можно двигаться со скоростью 90 км/час даже при полной потере давления. Еще одна особенность шин — симметричный рисунок протектора, благодаря чему их можно переставлять.

И дань современности — противоугонная система PASS-Key с передатчиком в ключе зажигания. Никаких кнопок нажимать не требуется, достаточно просто подойти к автомобилю с «правильным» ключом — двери откроются, а внутри зажжется свет.

При всей своей «спортивности» Corvette предназначен не только для гонок по уик-эндам, но и для повседневной езды, и должен выдерживать «рваные» нагрузки.

Прототипы Corvette •97 прошли более 500.000 км по дорогам двух континентов. Но это не все. Любой производитель согласится с тем, что самое жестокое испытание для автомобиля — это тест-драйв для автомобильной прессы. Действительно, дорвавшийся до машины журналист пытается выжать из нее все, на что она способна (а иногда и сверх того), затем оставляет ее на холостом ходу, пока в машину не заберется следующий, и так несколько дней, а то и недель подряд. Худшего испытания для автомобиля не придумаешь. Поэтому проводили и имитацию таких тестов. Создатели автомобиля говорят, что Corvette выдержал их с блеском. Хочется надеяться, что и нам когда-нибудь доведется на нем покататься.

Корветы вместо крейсеров

Корвет — класс боевых кораблей, предназначенных для сторожевой и патрульной службы в прибрежной зоне. Основными задачами корветов считается патрулирование и противолодочная оборона побережья. Это, однако, не исключает их прямого участия в военных конфликтах. Наследники ракетных катеров второй половины XX века, современные корветы успешно сочетают в себе многофункциональность и умеренную стоимость. Мощное ракетное вооружение, подкильные и буксируемые ГАС, средства объектовой ПВО, стелс-технологии, боевые информационные системы, многофункциональные радары, БПЛА, вертолеты. Водоизмещение современных корветов превышает в/и эсминцев периода Второй мировой, а по боевым возможностям «малыши» не уступают кораблям более высокого ранга.

Перед вами — короткий обзор пяти лучших мировых представителей класса «корвет». Их размеры различаются на тысячи тонн, а характеристики «заточены» под потребности своих флотов и условия конкретных морей. Тем не менее, всех их объединяет общая идея малого многофункционального боевого корабля прибрежной зоны.

Проект 20350 «Стерегущий» и его дальнейшее развитие пр. 20385 (Россия)
В строю — 4. Строятся — 4 + еще 2 корвета пр. 20385. План — 18 единиц.

Длина 90 м. Водоизмещение (полное) > 2200 тонн. Экипаж 99 чел. Полный ход 27 уз. Дальность плавания — 3500 миль на скорости 14 уз. Вооружение (серийные корабли пр. 20380):
— три модуля ЗРК 3К96 «Редут» (12 пусковых ячеек). Б/к 12 зенитных ракет большой или 48 зенитных ракет малой дальности. На модернизированных корветах пр. 20385 число УВП должно увеличиться до 16;
— восемь малогабаритных ПКР Х-35 «Уран»;
— малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК» (8 торпед калибра 324 мм);
— универсальное орудие А-190 калибра 100 мм, два шестиствольных автомата АК-630М;
— посадочная площадка и ангар в кормовой части надстройки для размещения вертолета Ка-27ПЛ;
— противодиверсионные средства защиты, крупнокалиберное стрелковое оружие.

«Если на 8-пушечный корабль поставить десять пушек, стрелять их них смогут шесть» (старое британское правило).

Несмотря на перегрузку и неадекватное своему классу вооружение, отечественный проект 20380 получился на славу. Возможности «Стерегущего» выходят далеко за рамки традиционных задач для кораблей класса «корвет», а его недостатки (слабенькая РЛС «Фуркэ-2» оказалась не способна обеспечить подсветку целей на больших дистанциях) — лишь следствие попыток дублировать задачи более крупных фрегатов и эсминцев.

Избыточная мощь российского корвета объясняется благим желанием побыстрее получить корабль океанской зоны в условиях острого недостатка кораблей и застоя отечественного кораблестроения в начале XXI века. Результатом можно гордиться. Новейшие технологии и благородные линии со следами технологии «стелс»: корветы типа «Стерегущий» — предвестники нового облика ВМФ России.

Стелс-корветы типа «Висбю» (Швеция)

В строю — 5 единиц.

Длина 72 м. Водоизмещение (полное) 640 тонн. Экипаж 43 чел.

Комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, скорость полного хода 35 уз. Дальность плавания — 2300 миль на скорости 15 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, 8 малогабаритных ПКР RBS-15, два спаренных ТА калибра 400 мм (противолодочные торпеды Тр 43 и Тр 45, специально предназначенные для малых глубин Балтики), вертолетная площадка, необитаемые подводные аппараты для поиска мин и подлодок противника. Средства освещения подводной обстановки включают в себя три ГАС различного назначения (подкильная, буксируемая и опускаемая). В кормовой части надстройки зарезервировано место под вертолетный ангар или ЗРК, осталось невостребованным место под блок 127 мм неуправляемых ракетных снарядов (противолодочная система ALECTO, чья разработка была прекращена в 2007 г.). Имеется тех. возможность для выставления минных заграждений.

«Висбю», конечно, впечатляет. Корвет-невидимка, чьё появление должно было изменить расклад сил на Балтике и стать революцией в области военного кораблестроения. Шведский корабль идеально приспособлен для действий в узких шхерах и поиска подлодок в акватории мелководного Ботнического залива. Он малозаметен, быстр, универсален, относительно дешев, при этом обладает выдающимся комплексом средств для контроля подводной обстановки.

Вместе с тем осталось немало вопросов: в существующем виде «Висбю» практически беззащитен от атак с воздуха (возможностей единственного «Бофорса», средств РЭБ и ПЗРК явно недостаточно для отражения сколь-нибудь серьезной воздушной угрозы). С другой стороны, корветы несут службу в прибрежной зоне, под прикрытием шведских ВВС. Малая сигнатура их физических полей позволяет им безопасно сближаться с противником для нанесения удара на расстояние менее 10 миль, при этом оставаясь необнаруженными («зона преимущества»).

Корветы «Тип 056» (Китай)

Построено — 23 единицы. Строятся — 7. В планах: 43 корвета Тип 056 и как минимум 20 модернизированных Тип 056А.

Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1440 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 28 уз. Дальность плавания на оперативной скорости 18 уз. — 3500 миль. Вооружение: универсальное орудие калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР С-803, ЗРК самообороны HQ-10 (8-зарядный блок на поворотном лафете), два строенных 324 мм торпедных аппарата, 2 автоматические пушки кал. 30 мм, вертолетная площадка, ангар отсутствует.

Все слишком очевидно. Единственное, что остается добавить — их очень много.

Корветы типа «Брауншвейг» (Германия)

Построено 5 единиц.

Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1840 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 26 уз. Дальность плавания 4000 миль на скорости 15 уз.. Вооружение: универсальное орудие OTO Melara калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР RBS-15, два ЗРК самообороны RAM (21-зарядный блок, ракеты с тепловой ГСН), 2 установки MLG с дистанционным управлением (автоматические пушки калибра 27 мм). Размеры вертолетной площадки «Брауншвейга» позволяют принимать любой противолодочный вертолет («СиКинг», NH90), но их постоянное базирование не предусмотрено. В кормовой части корвета оборудован ангар с ограниченными размерами для размещения двух разведывательно-ударных беспилотников Camcopter S100.

Строгий тевтонский силуэт в окраске «серый грозовой». Немецкий корвет не хватает с неба звезд. Он прочен, надежен и максимально соответствует своим текущим задачам. Патрулирование прибрежных вод, без лишних «понтов» и попыток казаться лучше, чем он есть.

В то же время немецким инженерам есть чем гордиться. Помимо радара сантиметрового диапазона, комплекс средств обнаружения корвета включает в себя оптоэлектронный комплекс MIRADOR для всепогодного наблюдения за обстановкой в ИК-диапазоне. Есть у «Брауншвейга» еще одна занятная деталь — комплекс постановки активных помех MASS (Multi-Ammunition Softkill System), способный отстреливать многочисленный ловушки, способные обмануть ГСН любой ракеты. MASS ставит помехи во всех возможных диапазонах (тепловом, оптическом, УФ, лазерном, радиолокационном).

Литторальный боевой корабль LCS (США)

В строю — 4 единицы. Строятся — 7. В планах — 20 кораблей LCS.

Приведены данные для LCS «Индепенденс»: Длина 127 м. Водоизмещение (полное) 3100 тонн. Постоянный экипаж 40 чел., на борту зарезервированы помещения для 75 чел. Скорость полного хода (практическая) 44 уз. Дальность плавания 4300 миль на оперативной скорости 18 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, ЗРК самообороны SeaRAM, две 30 мм автоматические пушки «Бушмастер II», пулеметы 50-го калибра. Большая часть корабля отдана под огромную полетную палубу и вертолетный ангар. Модульная конструкция LCS позволяет комбинировать оснащение в зависимости от текущих задач (буксируемые гидроакустические средства, подводные аппараты для поиска мин, противодиверсионные средства, средства радиотехнической разведки и т. д.). Свободное пространство на верхней палубе может быть также использовано для размещения целевой нагрузки на нештатных позициях. На практике это выражается в установке ракетных пусковых контейнеров — от маленького «Хэллфайра» до ПКР Kronsberg NSM норвежского производства.

Быстроходный тримаран-невидимка, дублирующий задачи корветов, тральщиков, патрульных куттеров, противолодочных и малых ракетных кораблей. Создавался под специфические условия ВМС США, где морякам потребовалась мобильная вертолетная база для решения как самых простых (погони за лодками наркокурьеров в Мексиканском заливе), так и самых сложных заданий (ПЛО в открытом океане, траление мин, разведка, патрулирование и перевозка спец. грузов в зонах военных конфликтов).

LCS строятся параллельно по двум разным проектам. Быстроходный монокорпусный корабль (проект «Локхид Мартин») и фантастический тримаран от «Дженерал Дайнемикс» продемонстрировали полную идентичность как в плане стоимости, так и в плане своих боевых возможностей. И каждый проект имел собственные достоинства. В результате контракт был разделен пополам — каждая из фирм получила заказ на 10 кораблей.

Особое веселье доставляют попытки американцев добиться заветной скорости в 50 узлов. Несмотря на мощнейшую силовую установку по типу CODAG (комбинация дизелей и газовых турбин) и четыре финских водомета «Вяртисля», расчетная скорость достигнута не была. Взамен было получено множество проблем — от пожаров ГЭУ до растрескивания корпуса на больших скоростях. На сегодняшний день макс. скорость продемонстрировал LCS-1 «Фридом». Корабль выдал на мерной миле 47 узлов (87 км/ч).

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Новейший корвет-»невидимка» проекта 20380 «Бойкий» передан Балтфлоту; в четверг на корабле у причала судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге торжественно подняли военно-морской флаг России, сообщил РИА Новости представитель информационного отдела пресс-службы Западного военного округа по БФ.

«После подписания акта о приеме корвета от промышленности и торжественной церемонии поднятия флага корабль приказом главнокомандующего ВМФ зачислен в состав ВМФ и включен в боевой состав Балтийского флота», — пояснил собеседник агентства.

Корвет «Бойкий» — второй серийный корвет проекта 20380, построенный для Балтийского флота. Головным кораблем серии является корвет «Стерегущий», переданный БФ в феврале 2008 года. Первый корвет серии проекта — «Сообразительный» — был передан флоту в октябре 2020 года.

Корабли этого проекта вооружены 100-миллиметровыми универсальными артиллерийскими комплексами, зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами, сверхзвуковыми ракетами и автоматическими артиллерийскими установками. Авиагруппа корабля включает один вертолет Ка-27ПЛ.

По своим тактико-техническим характеристикам и боевым свойствам корветы проекта 20380 на порядок превосходят аналогичные корабли своего класса. Главными их особенностями являются многофункциональность, гибкость, компактность, малозаметность, высокий уровень автоматизации и интеграции систем.

А теперь немного подробнее про корабли этого проекта:

Традиция называть сторожевые корабли именами прилагательными иногда бьет на редкость метко. «Стерегущий», первенец проекта 20380, – это просто символ класса, сторожевой корабль. «Бойкий», любезно принявший нас на борт, – уже серьезная заявка на успех, ведь он – третий в серии. Спустя десяток-другой настанет черед имени «Разумный» – ведь если кораблю удастся стать по-настоящему массовым, это как нельзя лучше продемонстрирует, что ставка на новый для России класс корветов была сделана верно.

Класс сторожевых кораблей прибрежной зоны в СССР – это то самое «свято место», которое на протяжении десятков лет пустовало. Почему так происходило, неплохо объясняет история корабля проекта 12441 типа «Новик».

В 1991 году был утвержден проект 12440, спроектированный по последнему слову техники: газотурбинная силовая установка с двумя маршевыми и двумя форсажными двигателями; корпус и надстройки, выполненные с применением композитных материалов и с учетом требований малой радиолокационной заметности (технология «Стелс»); самый современный и перспективный на тот момент зенитно-ракетный комплекс «Полимент / Редут», ангар для постоянного базирования противолодочного вертолета.

В 1994 году была завершена корректировка проекта, вызванная распадом СССР: множество предполагаемых поставщиков в одночасье оказались в зарубежных странах. Проект многократно модернизировался по ходу строительства. Улучшались его ходовые характеристики и боевые качества, но вместе с ними росло и водоизмещение корабля, которое существенно превысило первоначально обозначенное в задании. «Новик» вплотную приблизился к кораблям морской зоны, способным к длительному патрулированию и сопровождению судов на переходах по морям, но обладающим избыточными характеристиками для боевых действий у берегов.

В итоге самый технически продвинутый корабль России был переквалифицирован в учебный и не был достроен.
Похожая история приключилась с разрабатывавшимся в 1970-х «Неустрашимым», проект 11540. Задуманный как малый противолодочный корабль с водоизмещением 800 т, он за считанные годы «раздобрел» до 1500, затем до 2000, а в варианте с вертолетом достиг 2500 т и перебрался в морскую зону. Итог схожий: на службу в 1987 году вышел лишь один «Неустрашимый».

Разумеется, быстрый, хорошо защищенный и вооруженный «Новик» легко справился бы с любыми задачами в прибрежной зоне. Его критический недостаток – цена. А ведь для охраны морских границ и своевременного реагирования в локальных территориальных конфликтах сторожевых кораблей должно быть много.

Поэтому ближе к концу 1990-х был объявлен конкурс на разработку более легкого и дешевого сторожевого корабля, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», то самое, что спроектировало «Новик».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий» обещают стать основной силой военно-морского флота России в прибрежной зоне. И несмотря на меньшую стоимость по сравнению с «Новиком», это, без сомнения, одна из самых инновационных и технически совершенных машин отечественного флота.

К примечательным нововведениям можно отнести и переработанные обводы корпуса с едва ли не на четверть уменьшенным гидродинамическим сопротивлением, и вертолетный ангар, впервые размещенный на столь небольшом корабле. Важнейшим прорывом можно назвать применение единой информационной системы управления вооружением и всем электронным оборудованием машины.
Наконец, корабль получил новое классовое обозначение в полном соответствии с временем и международной терминологией. Теперь это уже не сторожевой корабль, а корвет.

В сравнении с предшественниками проект 20380 уже сейчас можно назвать успешным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого» – третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на завершающей стадии заводских испытаний. Два других, «Стерегущий» и «Сообразительный», уже приняты на вооружение ВМФ России. Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и возможно, это не предел.

Главные составляющие успеха проекта 20380 – тщательно проработанная конструкция корпуса и единая электронная система автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые качества, и состав вооружения, и условия работы экипажа, а также надежность, ремонтопригодность и возможность модернизации машины.

Обводы стального корпуса корабля были разработаны с нуля и настолько удачно, что гидродинамическое сопротивление на полном ходу (27 узлов или 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило использовать менее мощную и более легкую главную энергетическую установку (ГЭУ), тем самым высвободив более 15% водоизмещения для увеличения боевой нагрузки. Отсюда и внушительный для 1500-тонного корабля набор разнообразного вооружения, и даже вертолетная площадка, ангар и 20-тонный запас горючего для противолодочного вертолета «Ка-27».

Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать его вооружение при волнении силой до пяти баллов (на два балла больше, чем у предшествующих аналогов). Кроме того, менее мощная ГЭУ работает тише, способствуя снижению заметности корабля в гидроакустическом диапазоне. Для уменьшения шумности механизмов двигателей были применены технологии, ранее отработанные на подводных лодках.

ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000, специально разработанных ОАО «Коломенский завод» на основе проверенного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый агрегат состоит из двух 16-цилиндровых V-образных дизелей и суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ достигает 24 000 л.с. Четыре дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть питанием.

«Стерегущий» не зря называют невидимкой, хотя следование принципам технологии «Стелс» – непременный атрибут современных кораблей такого класса. Надстройка корабля шириной от борта до борта сделана из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по возможности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» скрыты в лацпортах. В целом средняя круговая эффективная поверхность рассеяния корабля уменьшена втрое по сравнению с предшествующими аналогами, благодаря чему вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1.

Единая боевая информационно-управляющая система – это, пожалуй, главное нововведение проекта 20380, так или иначе влияющее и на тактические характеристики корабля, и на жизнь экипажа, и на надежность всех технических средств, и даже на скорость модернизации вооружений.

«Если раньше системы были разбросаны по всему кораблю и вся работа по их координации ложилась на членов экипажа, то теперь бал правит интегрированная мостиковая система, в которой сосредоточено описание текущего состояния всех систем корабля, от механики до применения оружия», – говорит заместитель главного строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров.

Кроме органов управления кораблем интегрированная мостиковая система включает в себя два компонента: секцию управления ракетным и противолодочным оружием и секцию радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки. Первая секция представляет собой три поста, расположенных бок о бок прямо на капитанском мостике. Здесь работают командиры боевых частей (БЧ). Первый отвечает за противолодочную борьбу, второй – за противокорабельный комплекс. Внешне их посты выглядят одинаково: это большие экраны, на которые выводится информация о целях и состоянии боевых систем. Такие же экраны есть у командира корвета, который может в любой момент запросить любую информацию по кораблю, и у вахтенного офицера, также имеющего доступ к самым разным данным – от параметров работы дизелей до запасов провизии.

В задачи третьего командира БЧ входит координация всех систем вооружения и выдача рекомендаций командиру корабля по применению оружия. Важно, что и командир корабля, и рулевой, и вахтенный офицер, и командиры БЧ работают в одном помещении и могут молниеносно принимать скоординированные решения и приводить их в исполнение.

На корвете есть система, способная координировать работу оружия и систем обнаружения нескольких кораблей, действующих в составе дивизии. О технических сторонах ее работы сотрудники завода предпочитают не распространяться, отмечая, правда, что с каждым новым кораблем система становится все мощнее.

Ее суть в том, что информация по воздушной, надводной и подводной обстановке, по обнаруженным целям и связям концентрируется в едином центре и обрабатывается. Здесь определяется степень опасности целей, принимается решение о типе применяемого оружия, после чего информация мгновенно отправляется входящим в группу кораблям, вертолетам и самолетам для скоординированных действий.

Применение такой системы особенно логично в сочетании с вертолетом, который, будучи неуязвимым для подводных лодок и применяя активные средства гидроакустического обнаружения, имеет перед кораблями неоспоримые преимущества в плане освещения подводной обстановки.

Пока что система управления дивизией представляет собой весьма увесистое стационарное оборудование, размещаемое на корабле, но в ближайшем будущем она станет портативной: образно говоря, вся тактическая информация будет концентрироваться в чемоданчике адмирала.

Секция радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки располагается в штурманской рубке, по соседству с мостиком.

Средствами обнаружения целей управляют несколько офицеров. Здесь же находится карт-сервер, на который штурман загружает карты морских районов в соответствии с планом похода. Благодаря единой системе управления эти карты становятся доступны на всех постах, где это необходимо, – от мостика до вертолетного ангара.

Максимальная автоматизация всех систем корабля позволила многократно уменьшить время, необходимое для принятия решений, а также облегчить труд экипажа и снизить его численность до 100 человек.

Пост командира корабля занимает левую часть мостика. По большей части он состоит из экранов, на которые командир может вывести практически любую информацию о состоянии систем корабля и вооружения, целях, обстановке, навигации. 2. Пост рулевого представляет собой навигационный экран, штурвал и пульт управления ГЭУ (полный ход, малый ход и т.п.). Корабль может самостоятельно поддерживать заданный курс, однако даже на автопилоте у руля всегда дежурит матрос. По правую руку от рулевого можно заметить рукоятку автономного прибора связи, который даст возможность передать сообщение на любой пост в случае отключения электричества. 3. Пост вахтенного офицера позволяет одновременно контролировать работу всех систем корабля, от состояния ГЭУ до запасов провизии. Вахтенный офицер имеет в распоряжении расширенную систему связи и может оперативно связаться с любым постом на корабле.

Наличие объединенных информационных сетей на корабле влечет за собой ряд дополнительных преимуществ, связанных с надежностью, ремонтопригодностью и скоростью модернизации оборудования. По словам Юрия Александрова, в постройке корвета задействовано более тысячи промышленных и исследовательских предприятий, разбросанных буквально по всей России. Когда очередной компонент приходит на завод, наступает момент истины: он должен продемонстрировать идеальную совместимость со всеми системами корабля.

Проблемы с совместимостью в судостроении не редкость. К счастью, благодаря современным электронным технологиям многие компоненты стали меньше и легче, чем раньше. Появилась возможность вернуть их производителю на доработку или же пригласить специалистов на завод с необходимыми запчастями.

Единая корабельная сеть, с одной стороны, означает определенную унификацию коммуникационных протоколов различных устройств. Компоненты изначально создаются именно под них, поэтому вероятность «отторжения» становится меньше. С другой стороны, предприятия-поставщики могут протестировать свои компоненты заранее с помощью компьютерных симуляторов.

К примеру, если тестируется радиолокационная станция, компьютер может сыграть роль как всего остального корабля и его вооружений, так и цели, которую требуется обнаружить.

Наконец, модульная концепция корабля предусматривает возможность установки новейших вооружений по мере их вступления в строй. К примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его место занял более современный и несопоставимо более мощный ЗРК «Редут».

Три блока по четыре ячейки (всего 12 ячеек) могут нести от 12 ракет 9М96Е2 с дальностью пуска 135 км и высотой поражения до 35 км до 48 ракет самообороны 9М100 с дальностью до 12 км в различных комбинациях. Обороняться от нападения с воздуха «Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» (запуск с плеча) и две кормовые шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М.

Как и положено новому проекту, корабль встретил на своем пути немало критики. Пожалуй, выпады в адрес недостаточно большой дальности плавания вызваны отсутствием ранее самого класса корветов на вооружении ВМФ России. Скептикам следует признать, что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь несколько десятков корветов более актуально, чем несколько океанских эсминцев.

Обсуждения возникали по поводу состава вооружения корабля, его защищенности и живучести, однако эти качества также сложно рассматривать в отрыве от тактических схем, характерных именно для класса корветов.
За несколько лет службы на «Стерегущем» дважды возникали неполадки в главной энергетической установке, что послужило поводом для сравнения дизель-дизельного агрегата с газотурбинными двигателями, более надежными и легкими, но несопоставимо более дорогими.

На момент выхода этого материала в печать «Бойкий» мог быть уже в строю, если бы не неполадки со 100-мм артиллерийской установкой «Универсал», которая отказалась работать в штатном режиме не только на проекте 20380, но и на индийских фрегатах российского производства Talwar, Trishul и Tabar.

Однако главное преимущество кораблей типа «Стерегущий» – гибкость. Дизели могут быть доработаны, артустановка заменена, но корабли не останутся на стапеле и не превратятся в недострой. «Ни один корабль не повторяет предыдущий, – подтверждает Юрий Александров. – “Сообразительный” во многом отличался от “Стерегущего”, “Бойкий” также выглядит несколько по-другому». Именно гибкость, доступность, серийность и в перспективе массовость говорят о том, что проект 20380 – это большой успех российского флота.

Корветы типа «С»

Корвет «Комус» в конце 1890-х гг.

Часть 1: тип «Комус»

В середине 1870-х годов Адмиралтейство приняло два принципиальных решения, определивших дельнейшее развитие кораблей крейсерского класса. Во-первых, размеры крейсеров были строго ограничены половиной водоизмещения от современных им броненосцев. Тем самым, место фрегатов окончательно заняли корветы, не имеющие закрытой батареи. Во-вторых, сами корветы признали целесообразным разделить на два подкласса. Первый предназначался для службы при главных силах флота — разведывания движений вражеских эскадр и участия в таких операциях, где требуется внезапность и быстрота удара. Отличительной особенностью таких кораблей должна была стать чрезвычайно высокая по тем временам скорость под парами — до 18 узлов — и большой запас топлива при сравнительно небольшой площади парусности. Воплощением этих идей стали посыльные корабли «Айрис» и «Меркьюри», позже переклассифицированные в крейсера 2-го класса Второй тип крейсеров предназначался для действий на океанских коммуникациях и службы на отдаленных станциях. Поскольку угольных станций в таких районах было еще довольно немного, а расстояния между ними — значительными, становилась очевидной необходимость сохранения на этих кораблях развитой парусной оснастки для совершения длительных переходов. Постройка шести корветов была санкционирована в 1876 г. Все они получали названия, начинающиеся с третьей буквы латинского алфавита, поэтому известны как корветы типа «С», или типа «Комус» — по имени головного корабля.

Проект был разработан главным конструктором флота Натаниэлем Барнаби на основе корветов предыдущего типа «Бодицея». Сохранив классические формы, он, тем не менее, нес в себе немало нового.

Прежде всего, это касалось материала корпуса. Корветы типа «С» стали не только первыми кораблями водоизмещением менее 3000 т с металлическим корпусом, но и первыми, у которых обшивка изготавливалась не из привычного железа, а из стали. Хотя сталь начала применяться в качестве судостроительного материала еще за четверть века до этого, британскими корабелами она практически не использовалась [* Впервые сталь относительно широко применил Эдвард Рид в 1863-1865 гг. при постройке броненосца «Беллерофон», у которого стальными выполнялись продольные стрингеры и связные поясья.] как ввиду дороговизны, так и трудности придания ей требуемого химического состава. Лишь когда благодаря прогрессу в металлургии, так называемая, «мягкая сталь» стала широко применяться в коммерческом судостроении, Адмиралтейство решилось использовать ее при постройке корветов типа «С», однако не доверило это казенным верфям, а заказало корабли частному судостроителю Джону Элдеру из Глазго, уже имевшему большой опыт в деле стального судостроения. Вторым важным нововведением, впервые примененным на малых крейсерах, стала броневая палуба. Наконец, в соответствии духу времени, носовой оконечности придали таранную форму.

Шесть корветов, получившие имена «Комус», «Кэрисфорт», «Чемпион», «Клеопатра», «Конквест» и «Кюрасао», были заложены на верфи Элдера в Говэне (пригород Глазго) в один день — 17 августа 1876 г. Через два года на казенной верфи в Чатэме заложили корвет «Констанс», а в июле 1879 г. в Портсмутском адмиралтействе приступили к постройке еще двух — «Корделия» и «Канада». Таким образом, всего было построено девять однотипных единиц, что стало самой многочисленной серией винтовых корветов Королевского флота. Строительство одного корабля занимало около двух лет, а вся серия была закончена постройкой в 1878-1881 гг.

Винтовой корвет «Кэрисфорт» (1879 г.)

Верфь Заложен Спущен на воду Вошел в строй Сдан на слом
«Carysfort» «Elder», Говэн (Глазго) 17.8.1876 26.9.1878 15.9.1880 15.12.1899
«Champion» «Elder», Говэн (Глазго) 17.8.1876 1.7.1878 7.12.1880 23.6.1919
«Cleopatra» «Elder», Говэн (Глазго) 17.8.1876 1.8.1878 24.8.1880 26.6.1931
«Comus» «Elder», Говэн (Глазго) 17.8.1876 3.4.1878 23.10.1879 17.5.1904
«Conquest» «Elder», Говэн (Глазго) 17.8.1876 28.10.1878 18.4.1885 16.3.1899
«Curacoa» «Elder», Говэн (Глазго) 17.8.1876 18.4.1878 24.2.1880 17.5.1904
«Constance» казенная в Чатэме 14.9.1878 9.6.1880 3.10.1882 15.12.1899
«Canada» казенная в Портсмуте 7.7.1879 26.8.1881 1.5.1883 1901
«Cordelia» казенная в Портсмуте 17.7.1879 25.10.1881 25.1.1887 5.7.1904
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение: 2377-2383 т
Размерения: длина — 68,58 м; ширина — 13,56 м; осадка носом/кормой — 5,18/5,64 м, максимальная — 5,87 м
Силовая установка: 1 горизонтальная ПМ «компаунд»; 6 односторонних цилиндрических котлов
Мощность: 2300 и.л.с.
Скорость: 13 уз
Запас угля: нормальный — 270 т, полный — 370 т
Дальность плавания: 6486 (5,6), 3600 (10) или 2150 (13) миль
Бронирование: палуба над машинами 38 мм
Вооружение: 2×178-мм и 12хб4-фнт НДЗ («Canada» и «Cordelia»: 10×152-мм НКЗ) орудий, 6 картечниц Норденфельда, 2 торпедных аппарата
Экипаж: 265 чел.
Распределение весов (проектное)
Корпус 1297 т
Механизмы 380 т
Броня 130 т
Артиллерия 155 т
Уголь 270 т
Прочие грузы 151 т
Водоизмещение 2383 т

Отличительная особенность корветов типа «С» состояла в том, что их корпуса строились преимущественно из стали, за исключением железных шпангоутов и бимсов. Сталь была изготовлена наполовину по способу Сименса, наполовину — по способу Бессемера, и выдерживала усилие на разрыв от 3,88 до 4,03 т/см?. Стальной вертикальный киль имел высоту 571,5 мм и толщину 9,5 мм. К его нижнему ребру на угольниках крепились листы плоского киля, к которому медными болтами на шайбах крепился деревянный (тиковый) киль высотой 355,6 мм. С этим деревянным килем соединялся такой же фальшкиль толщиной 102 мм.

Продольное крепление корпуса состояло из стальных стрингеров, расположенных на расстоянии 4 фута (1,22 м), шпация составляла 5,5 футов (1,68 м) по всей длине корпуса. Таранный форштевень, весивший около 10 тонн, отливался из орудийного чугуна и обшивался поверх стальными листами. Нижняя часть форштевня скреплялась замком и на болтах с деревянным килем и листом плоского киля.

Листы обшивки в надводной части корпуса соединялись внахлест, а в подводной — встык и крепились двумя планками на заклепках. Толщина обшивки составляла от 6,35 до 12,7 мм, за исключением пояса по ватерлинии, имевшего толщину до 19 мм. Все корабли обшивались деревом, причем от киля до примерно трех футов (0,9 м) выше ватерлинии обшивка была двухслойной, а далее, до уровня верхней палубы, — однослойной. Внутренний слой на всех кораблях был из дуба толщиной 3 дюйма (76 мм), внешний имел толщину 2,5 дюйма (63,5 мм), а сорт дерева оставлялся на выбор строителя. В подводной части поверх дерева корпус обшивался медью и снабжался скуловыми килями. Палубы также покрывались деревянными досками.

Корабли имели две сплошные палубы — верхнюю и нижнюю, а также закрытые полубак и полуют. Корпус делился на отсеки шестью водонепроницаемыми переборками, доходившими до уровня верхней палубы, еще три переборки поднимались только до нижней палубы. Глубина интрюма составляла 6,55 м; площадь мидель-шпангоута — 55,74 м?.

Корветы типа «С» стали первыми кораблями, имевшими полноценную систему защиты без броневого пояса. Их броневая палуба имела толщину всего 1,5 дюйма (38 мм), но дополнялась бортовыми угольными ямами, имевшими ширину около 9 футов (2,75 м), что в заполненном состоянии было эквивалентно примерно 115-мм железной плите. Броневая палуба располагалась приблизительно в 3 футах ниже нижней палубы, находившейся на уровне ватерлинии, и практически не работала в «нормальном» морском бою на близкой дистанции, однако обеспечивала защиту от навесного огня береговых батарей, а также служила преградой для осколков снарядов, разорвавшихся над ней. Бронепалуба и бортовые угольные ямы имели длину 100 футов (30,48 м) и прикрывали только отсеки силовой установки и погреба. Пространство между броневой и нижней палубами делилось на ряд водонепроницаемых отделений, что обеспечивало кораблю дополнительный запас плавучести на случай затоплений бортовых угольных ям или нижних отсеков. Верхние угольные ямы несколько выступали над уровнем нижней палубы, служа скамьями в кубриках команды.

Все люки на палубах, а также входы в машинное и котельное отделения и в крюйт-камеру окружались двойными железными переборками, расположенными на расстоянии двух футов одна от другой. Наконец, с каждой стороны мостика имелось по небольшой полукруглой боевой рубке, защищающей от ружейных пуль и снарядов скорострельных пушек. В них располагались машинные и рулевые телеграфы, переговорные трубы и указатели, которыми пользовались в боевой обстановке. Двойной ручной штурвал находился на верхней палубе у среза полуюта.

На верхней палубе под полуютом находились каюты командира, старшего офицера и штурмана. Под полубаком размещались командные умывальники и гальюны, а также ручной шпиль системы Гартфилда. Нижнюю палубу занимали жилые помещения команды, причем каюты офицеров располагались в корму от машинного отделения, а уоррент- и петти-офицеров — в носовой части. Несомненными достижениями являлись отдельный лазарет, ванная для нижних чинов, корабельная библиотека и улучшенная вентиляция жилых помещений. Несмотря на это, при движении под парами на жилой палубе постоянно стояла повышенная температура.

Первые шесть корветов имели парусное вооружение корабля, последние три — барка (без прямых парусов на бизань- мачте). Общая площадь парусов варьировалась от 1350 до 1482 м?, при этом площадь прямых парусов на первых кораблях равнялась 1279 м?. Углетарь выполнялся быстро убирающимся внутрь полубака на случай таранения.

Основной руль — из дуба или тикового дерева — выполнялся быстрозаменяемым. На случай его повреждения предусматривался вспомогательный руль. На первых семи кораблях серии он встраивался в дейдвуд ниже гребного вала. Данная конструкция оказалась неэффективной, поэтому на «Канаде» и «Корделии» был установлен вспомогательный руль в носовой части, подобно тому, как это делалось на миноносцах, но и он оказался не лучше, поэтому с «Канады» был вскоре демонтирован.

Водоотливная система включала магистральную трубу с отводками во все водонепроницаемые отделения корпуса. Для откачки воды на каждом корвете имелось пять насосов Даутона.

Корвет типа «Комус»: продольный разрез, план верхней палубы и сечение по мидель-шпангоуту

Корвет «Чемпион» под парусами, 1880-е гг.

Первые шесть кораблей оснащались трехцилиндровой паровой машиной системы «компаунд», рассчитанной на индикаторную мощность 2300 л.с. при рабочем давлении пара 4,2 кг/см? и 100 оборотах в минуту. Цилиндр высокого давления имел диаметр 1168 мм, два цилиндра низкого давления — по 1626 мм. Половина корветов («Комус», «Чемпион», «Кэрисфорт») имела машины, изготовленные фирмой-строителем, для остальных («Клеопатра», «Конквест», «Кюрасао») их поставляла фирма «Хэмфрис, Теннант энд Ко.».

Ходовые испытания выявили низкое качество изготовления паровых машин фирмой Элдера — ни один из трех, оснащенных ими, корветов не достиг контрактной скорости. Так, головной «Комус» в октябре 1878 г. показал на мерной миле максимальную скорость 13,8 уз при мощности 2406 и.л.с., но на официальных пробах в августе 1879 г. смог развить лишь 12,93 уз при 93,5 оборотах в минуту и мощности 2447 и.л.с.

Три последних корвета, строившихся на казенных верфях, получили четырехцилиндровые машины системы «компаунд», у которых два цилиндра высокого и два низкого давления располагались тандемом. Диаметр цилиндров высокого давления — по 914 мм, низкого — по 1626 мм, ход поршня -762 мм. Для «Констанса» машину поставляла фирма «Джон Пенн и Сын», для «Канады» и «Корделии» — фирма «Ренни». По результатам ходовых испытаний «Констанс», показавший на мерной миле 13,787 уз, стал самым быстроходным кораблем серии, подтвердив репутацию фирмы «Пенн» как лучшего производителя машин.

Все корабли оснащались шестью цилиндрическими односторонними двухтопочными котлами, расположенными в двух котельных отделениях. Общая площадь нагревательной поверхности — 624 м?, колосниковых решеток — 24,7 м?.

Гребной винт — двухлопастной, диаметром 5,03 м — выполнялся, традиционно, подъемным на большинстве кораблей, кроме «Кэрисфорта» и «Констанса», у которых лопасти разворачивались вдоль потока, чтобы не создавать сопротивления при движении под парусами.

Нормальный запас угля составлял 270 т, что должно было обеспечить дальность плавания 2500 миль 10-узловым ходом. Максимальная вместимость угольных ям достигала 370 т, чего хватало, чтобы преодолеть 2150 миль на скорости 13 уз, 3600 миль на скорости 10 уз или 6486 миль на крейсерской скорости 5,6 уз (данные для «Чемпиона», полученные в 1885 г.).

Результаты ходовых испытаний
Машина Мощность, И.Л.С. Скорость, уз
«Comus» «John Elder» 2450 12,93
«Carysfort» «John Elder» 2403 12,96
«Champion» «John Elder» 2340 12,84
«Cleopatra» «Humphrys, Tennant & Co» 2610 13,0
«Conquest» «Humphrys, Tennant & Co» 2670 13,0
«Curacoa» «Humphrys, Tennant & Co» 2540 13,0
«Constance» «John Penn & Son» 2590 13,72
«Canada» «J. & G. Rennie» 2430 13,0
«Cordelia» «J. & G. Rennie» 2420 13,0

«Кюрасао» в сухом доке «Кокату Айленд» в Сиднее, 1890- 1894 гг. Хорошо видна форма подводной части и амбразура ретирадного орудия

Схематический чертеж 6-дюймовой казнозарядной пушки Mk.II

В соответствии с проектом, корветы типа «С» должны были вооружаться двумя 7-дюймовыми (178-мм) 4,5-тонными и двенадцатью 64-фунтовыми (160-мм) нарезными дульнозарядными орудиями на скользящих станках с передним штырем, шестью 10-ствольными картечницами Норденфельда и двумя торпедными аппаратами.

Размещение вооружения повторяло предшествующие корабли (корветы «Ровер», «Бодицея» и др.). Главная артиллерия стояла на верхней палубе. 7-дюймовые орудия находились под полубаком и полуютом. Устройство их портов позволяло носовому орудию вести огонь в секторе 103°, а кормовому — 107° на каждый борт (включая соответственно 3° и 2° от диаметральной плоскости в сторону противоположного борта). 64-фнт орудия размещались побортно и имели сектор стрельбы 80°. Торпедные аппараты устанавливались побортно на нижней палубе перед переборкой носового котельного отделения.

Однако строительство кораблей пришлось на период очередной технической революции в Королевском флоте, когда дульнозарядные орудия начали массово заменяться заряжающимися с казенной части. Поэтому проектный состав вооружения несли только первые семь единиц.

Достраивавшиеся последними «Канада» и «Корделия» изначально получили на вооружение десять 6-дюймовых (152- мм) казнозарядных орудий Mk.ll, шесть («Канада») или десять («Корделия») многоствольных картечниц Норденфельда, две легких десантных пушки и два торпедных аппарата.

«Кэрисфорт» и «Констанс» сохранили первоначальный состав вооружения до конца карьеры, остальные корабли перевооружались уже в процессе службы:

«Клеопатра» в Сиднее в 1881 г. Один из немногих снимков корабля данного типа с исходным вооружением

«Клеопатра» после перевооружения, 1889-1892 гг.

«Комус» с 1885 г. нес четыре 6-дм казнозарядных Mk.ll и восемь 64-фнт дульнозарядных орудий, восемь картечниц и два торпедных аппарата; он же с 1891 г. — десять 6-дм орудий Mk.ll, восемь картечниц, два торпедных аппарата;

«Чемпион» с 1887 г. — четыре 6-дм орудия Mk.HI и восемь 5-дм (127-мм) казнозарядных орудий Mk.NI, четыре 3-фнт (47- мм) скорострельных пушки Гочкиса, две десантных пушки, шесть картечниц, четыре торпедных аппарата;

«Клеопатра» с 1888 г. — четыре 6-дм орудия Mk.NI, восемь 5-дм орудий Mk.IV, четыре 3-фнт, шесть картечниц, два торпедных аппарата;

«Кюрасао» с 1887 г. — четыре 6-дм орудия Mk.IV, восемь 5-дм орудий Mk.IV, одна 3-фнт, девять картечниц и два торпедных аппарата;

«Конквест» с 1894 г. — девять 6-дм орудий Mk.IV, две десантных пушки, восемь картечниц, два торпедных аппарата.

Во время перевооружения корветы получили большие бортовые спонсоны; бортовые боевые рубки заменялись одной, но более просторной, располагавшейся в центре палубы; устанавливались прожекторы; сильно видоизменялись надстройки.

Корвет «Кэрисфорт» и лайнер «Эмпресс оф Чайна» в Ванкувере

К сожалению, имеющаяся в распоряжении автора информация о службе корветов типа «С» не отличается полнотой.

В соответствии со своим назначением, основную часть активной карьеры корабли провели в отдаленных водах и на заморских станциях. Например, головной «Комус», войдя в строй в октябре 1879 г. под командованием кэптена Джеймса Иста, уже в декабре отправился на Китайскую станцию. В следующем году к нему присоединились «Кюрасао» и «Чемпион».

«Клеопатра» и «Кэрисфорт» начали первую кампанию в августе и сентябре 1880 г., причем первый успел пару месяцев провести на Средиземном море, но в октябре оба вошли в состав Летучей эскадры контр-адмирала Ричарда Джеймса, графа Кланвильяма (фрегат «Инконстант», корветы «Баккант», «Турмалин»), отправлявшейся в длительное заграничное плавание. Ее маршрут и особенности похода мы уже описывали в предыдущих статьях; скажем лишь, что «Кэрисфорт» под командованием кэптена Генри Фредерика Стефенсона прошел с эскадрой весь маршрут и в октябре 1882 г. вернулся в Англию, тогда как «Клеопатра» кэптена Фрэнсиса Дюрранта отделилась в Гонконге в начале 1882 г. и следующие шесть лет провела на Китайской станции.

Вообще, надо сказать, что Китайская станция стала самым востребованным местом службы для корветов типа «Комус»: в разные годы на ней служило шесть кораблей этого типа, которые в общей сложности провели здесь примерно 34 года! На втором месте по «популярности» идет Североамериканская станция, где служило четыре корабля с суммарным сроком службы около 27 лет, а за ней — Тихоокеанская станция (4 корабля, около 23 лет).

Корветы ранней постройки периодически возвращались с заморских станций в метрополию для ремонта и перевооружения. По окончании периода активной службы корабли выводились в резерв, после чего могли снова вводиться в кампанию. К примеру, «Комус» выводился в резерв дважды, а вот «Конквест», «Констанс» и «Корделия» отправились в резерв сразу после окончания постройки, причем «Конквест» и «Корделия», будучи совершенно новыми кораблями, провели в разоруженном состоянии по три года!

«Конквест» был введен в строй в марте 1885 г. в связи с созданием Эскадры Особой службы (Particular Service Squadron), формируемой в спешном порядке для похода в Балтийское море в ответ на вторжение русских войск в Афганистан. В состав эскадры, командование которой принял контр-адмирал Джеффри Фиппс-Хорнби, вошло 12 броненосцев («Минотавр», «Эджинкорт», «Геркулес», «Султан», «Айрон Дюк», «Лорд Уорден», «Рипалс», «Девастейшн», «Эйджекс», «Хотспёр», «Руперт», «Пенелопа»), 6 крейсеров («Шэннон», «Мерси», «Линдер», «Конквест», «Корморан», «Гекла»), 13 канонерских лодок, 8 вооруженных пароходов, 16 миноносцев, а также необычный торпедный таран «Полифемус». К счастью, до открытых боевых действий в этот раз не дошло, и вскоре «Конквест», вслед за своими систершипами, отправился на Тихоокеанскую станцию, потом служил в Китае, а в 1893 г. вернулся в метрополию и был выведен в резерв, где простоял до списания. Любопытно, что он был даже перевооружен, но при этом так и не вернулся больше в строй.

По-своему уникально сложилась карьера корвета «Канада». Вступив в кампанию 1 мая 1883 г., он сразу же отправился на Североамериканскую станцию, где служил безвылазно в течение целых 13 лет, а по возвращению в метрополию в 1896 г. был сразу же исключен из состава флота, а в следующем году — первым среди девяти кораблей серии — пошел на слом.

Рекорд иного рода принадлежит «Констансу»: из семнадцати лет, в течение которых корвет числился в составе флота, он находился в кампании всего семь, а остальные десять простоял разоруженным в резерве. Впрочем, столько же времени в резерве провела «Корделия».

В целом же, статистика показывает, что средняя продолжительность активной службы для кораблей данного типа составляет 12,5 лет. При этом дольше всех в кампании, словно подтверждая свое название, состоял «Чемпион» (около 19 лет); немного уступила ему «Клеопатра» (около 17 лет), тогда как самым коротким срок службы оказался у «Констанса» (7 лет) и «Конквеста» (8 лет).

Как и у многих других кораблей, на долю которых не выпало участия в реальных боевых действиях, карьера корветов типа «С» не изобилует яркими эпизодами, однако, чтобы хоть как-то скрасить весьма скучное описание, приведем наиболее заметные события.

В сентябре 1882 г., вскоре по прибытии на Тихоокеанскую станцию, «Комус» доставил генерал-губернатора Канады маркиза де Лома и его супругу, принцессу Луизу (дочь королевы Виктории), из Сан-Франциско в Британскую Колумбию, а в декабре — в обратном направлении. В октябре того же года корвет оказал помощь двум американским судам, терпящим бедствие у острова Ванкувер, за что его командир, кэптен Джеймс Ист, был награжден президентом Соединенных Штатов золотой медалью.

Отправление в первый поход «Констанса» было отмечено грандиозной дракой в Чатэме 15 октября 1882 г. В ней участвовало более 100 матросов — моряки с «Констанса» и канонерской лодки «Линнет» (также отправлявшейся в заграничное плавание) с одной стороны и войскового транспорта «Джамна» с другой. Многие участники были арестованы местной полицией, которой помогали рабочие верфи. Выход в море пришлось отложить.

«Констанс» в гавани Эскимолт, Британская Колумбия

Корвет «Корделия». Обратите внимание на увеличенный размер кормового мостика и установленные на нем прожектора

В 1889 г. «Комус» доставил научную экспедицию к побережью Западной Африки для наблюдения за полным солнечным затмением. На обратном пути на борту корабля от подхваченной на берегу дизентерии скончался известный астроном Стефен Джозеф Перри.

29 июня 1891 г. во время практических стрельб на переходе с Фиджи в Нумеа на «Корделии» взорвалась одна из пушек, убив пятерых и ранив тринадцать моряков. После этого случая Адмиралтейство запретило использование орудий Mk.II.

В августе 1891 г. «Чемпион» под командованием кэптена Фредерика Сент-Клера принимал участие в высадке в Вальпараисо десанта для защиты мирного населения в связи с разгоревшейся в Чили гражданской войной. Международный отряд включал корабли Великобритании, Франции, Германии и США.

26 июня 1897 г. тот же «Чемпион» принимал участие в грандиозном морском параде на Спидхэдском рейде по случаю бриллиантового юбилея правления королевы Виктории.

В 1887 г., в соответствии с новой классификацией кораблей Королевского флота корветы типа «Комус» стали крейсерами 3-го класса, а принятие в 1889 г. Акта о морской обороне (Naval Defence Act), законодательно провозгласившего «двухдержавный стандарт», дало толчок резкому пополнению Королевского флота более современными кораблями. С середины следующего десятилетия начался массовый вывод старых корветов из активной службы (к тому времени в кампании находилось не более четырех единиц), хотя некоторые из них еще некоторое время использовались в качестве учебных или вспомогательных кораблей. Так, «Чемпион» с 1895- 1898 гг. служил в составе Учебной эскадры; в 1898-1899 гг. его сменяла «Клеопатра». Аналогичным образом «Кюрасао» и та же «Клеопатра» в 1896-1900 и 1900-1904 гг. соответственно служили в качестве своего рода учебных баз при Школе юнг, размещавшейся на старом броненосном крейсере «Нортхэмптон». Весьма символично, что последним закончившим кампанию представителем данного типа стал никто иной, как головной «Комус». Самыми же долгожителями стали «Клеопатра» и «Чемпион», служившие в качестве блокшивов соответственно до 1931 и 1923 годах.

Краткая хроника службы:

«Комус»: введен в строй в марте 1879 г. в Ширнесе; служба на Китайской станции в 1879-1882 гг.; служба на Тихоокеанской станции в 1882-1884 гг.; перевооружен в 1885 г.; служба на Североамериканской станции в 1886-1891 гг.; перевооружен в 1891 г.; в резерве в 1891-1895 гг.; служба на Тихоокеанской станции в 1895-1898 гг.; в резерве в 1898 г.; служба на Североамериканской станции в 1899-1900 гг.; в резерве в 1900-1902 гг.; исключен в 1902 г.; 17 мая 1904 г. продан на слом компании «Уорд», разобран в Барроу.

«Кюрасао»: введен в строй в ноябре 1879 г. в Девонпорте; служба на Китайской станции в 1880-1886 гг.; перевооружен в 1887 г.; служба на станции мыса Доброй Надежды и Западной Африки в 1888-1890 гг.; служба на Австралийской станции в 1890-1894 гг.; самоходный тендер при учебном корабле «Нортхэмптон» (Школа юнг) в 1896-1900 гг.; в резерве в 1900- 1902 гг.; исключен в 1902 г.; 17 мая 1904 г. продан на слом фирме «Кинг», разобран в Гарстоне.

«Кэрисфорт»: введен в строй в марте 1880 г. в Ширнесе; служба на Средиземном море в 1880-1890 гг., за исключением похода в составе Отдельной эскадры в 1880-1882 гг.; в резерве в 1891-1899 гг.; исключен в 1899 г.; 15 декабря 1899 г. продан на слом фирме «Кинг», разобран в Гарстоне.

«Чемпион»: введен в строй в марте 1880 г. в Ширнесе; служба на Китайской станции в 1880-1887 гг.; в 1887 г. перевооружен; служба на Тихоокеанской станции в 1888-1895 гг.; в составе Учебной эскадры в 1895-1898 гг.; в резерве в 1898- 1903 гг.; в 1904 г. переформирован в блокшив (несамоходная учебная база для кочегаров); в 1915 г. переименован в «Старый Чемпион» («Old Champion»); 23 июня 1919 г. продан на слом фирме «Волков», разобран в Блайте.

«Клеопатра»: введен в строй в сентябре 1880 г. в Девонпорте; в составе Отдельной эскадры в 1880-1881 гг.; служба на Китайской станции в 1881-1887 гг.; перевооружен в 1888 г.; служба на Южноамериканской станции в 1888-1892 гг.; служба на Североамериканской станции в 1892-1895 гг.; в резерве в 1895-1898 гг.; в составе Учебной эскадры в 1898-1899 гг.; самоходный тендер при учебном корабле «Нортхэмптон» в 1900-1904 гг.; в 1904 г. переформирован в блокшив, в январе 1922 г. переименован в «Дифайенс III» («Defiance III»); 26 июня 1931 г. продан на слом компании «Касл», разобран в Миллбэй.

«Конквест»: закончен постройкой в марте 1882 г.; в резерве в 1882-1885 гг.; в составе Эскадры Особой службы в 1885 г.; служба на Тихоокеанской станции в 1886-1888 гг.; служба на Китайской станции в 1888-1892 гг.; в резерве в 1893 г.; перевооружен в 1894 г.; в резерве в 1895-1899 гг.; исключен в 1899 г.; 16 марта 1899 г. продан на слом фирме «Кинг», разобран в Гарстоне.

«Констанс»: в резерве в 1882 г.; служба на Тихоокеанской станции в 1882-1889 гг.; в резерве в 1889-1899 гг.; исключен в 1899 г.; 15 декабря 1899 г. продан на слом фирме «Кинг», разобран в Гарстоне.

«Канада»: введен в строй в 1883 г.; служба на Североамериканской станции в 1883-1896 гг.; исключен в 1896 г.; 10 мая 1897 г. продан на слом фирме «Коэн», разобран в Блэкуолле.

«Корделия»: закончен постройкой в марте 1884 г.; в резерве в 1884-1887 гг.; служба на Китайской станции в 1887-1890 гг.; служба на Австралийской станции в 1890-1892 гг.; в резерве в 1892-1895 гг.; служба на Североамериканской станции в 1895-1898 гг.; в резерве в 1898-1902 гг.; исключен в 1902 г.; 5 июля 1904 г. продан на слом.

«Кюрасао» во время службы на Австралийской станции, 1890-1895 гг.

Британские исследователи единодушно называют корветы типа «С» вполне успешными кораблями, отличающимися хорошим вооружением, обладающими, благодаря развитой парусной оснастке, великолепной дальностью плавания, что делало их идеально подходящими для службы на заморских станциях. Однако, хорошо соответствуя предъявляемым к ним требованиям на момент завершения постройки, эти корабли морально устарели уже к началу 1890-х годов в связи с повсеместным внедрением безрангоутных бронепалубных крейсеров, превосходящих корветы по основным параметрам: огневой мощи, броневой защите, скорости хода.

• Мордовии П. Английский неброненосный флот. — СПб.: Морское министерство, 1881.

• Brown D.K. Warrior to Dreadnought. Warship Development 1861-1906. — London: Chatham Publishing, 2000.

• Brown D.K. Seamanship, steam and steel // «Warship», Vol.XII, No.48, 1988.

• Conway’s All the World’s Fighting Ships 1860-1905. — London: Conway Maritime Press, 1979.

• Parkinson R. The Late Victorian Navy. — Woodbridge: Boydell Press, 2008.

• Steam, Steel & Shellfire. The Steam Warships 1815-1905. — London: Conway Maritime Press, 1992.

История автомобиля Chevrolet Corvette

Chevrolet Corvette это спортивный автомобиль производства Chevrolet, подразделения американской компании General Motors. За годы выпуска автомобиль постоянно совершенствовался в настоящее время можно наблюдать семь его поколений. Первое поколение показано GM в 1953 году как концепт-кар. Название описывает авто как маленький, маневренный, словно военный корабль — корвет. Весь модельный ряд Шевроле Корвет.

В 1953 году двухдверное белоснежное купе Corvette С1 было совершенно новым явлением для Америки. Кузов из стеклопластика, собранный вокруг пространственной трубчатой рамы, всегда окрашенный в белый цвет. Он имел рядный двигатель объёмом почти в 4 литра и АКПП Powerglide. С завода вышло всего лишь 300 машин.

С2 Sting Ray

Автомобиль выпускался с независимой подвеской и V-образными моторами объёмом 7 л. В общей сложности с линии сошло 117 964 авто. В 1963 году в количестве всего пять штук была создана модификация Grand Sport.

Третье поколение Corvette, выпущенное на базе концепт-кара Mako Shark II, выпускалось с 1968 года и было в производстве до 1982 года. Двигатели и шасси компоненты в основном были заимствованы у Corvette C2, но кузов и дизайн. Версия Corvette ZR1 была выпущена специально для автогонок. Оснащалась мотором мощностью 430 л. с.

Четвертое поколение Corvette был полным редизайном Corvette производства 1963 года. На авто устанавливался мотор V8 от модели третьего поколения 1982 года. Другие новшества модели: алюминиевые тормозные суппорты и полностью алюминиевая подвеска, обладающая сниженным весом.

Жидкокристаллическая приборная панель стала стандартом. И начиная с 1985 года, 170-ти киловаттный обновлённый двигатель L98 с впрыском топлива стал поставляться в стандартной комплектации. С 1992 модельного года, на машину стали устанавливать мотор LT1 увеличенной на 50 л.с. мощности.

На базе C4 в 1990 году создан Corvette ZR1. Он получил мотор фирмы Lotus мощностью 375 л.с. Специально к 40-летию производства была выпущена отдельная серия авто. Особенностью серии стали рубиново-красный цвет, специальные значки и вышитые спинки сидений. С4 производилась до 1996 года.

Производство C5 Corvette началось в 1997 году и закончилось в 2004 модельном году. C5 развивал скорость 291 км /ч и был признан автомобильной прессой очень удачным.

Машина получила подвеску на поперечных рессорах из карбона. Пол кузова был сделан трёхслойным — между двух слоёв металла, внутри сэндвича находилась прослойка из бальсового дерева. Такая конструкция выбрана для уменьшения вибраций. На машину устанавливали мотор LS1 в 345 л. с., а на версию Z06 — в 385 л. с.

В Corvette C6 осталось переднее расположение мотора и вынесенная к задней оси коробка передач как у С5, но это всё, что в итоге он унаследовал от предшественника. Он имел более длинную чем у С5 колесную базу.

Шестилитровый V8 двигатель LS2 разгонял автомобиль до 100км/к за 4,2 сек., а наибольшая скорость составила 310 км/ч. Новый Z06 был создан на базе С6. Его отличительной особенностью стало широкое применение алюминия во всех узлах конструкции и двигатель мощностью в 505 л.с.

C7 StingRay

Corvette С7 разрабатывался с 2007 года. Первые автомобили были выпущены в 2020 году. На новый Корвет установили шестилитровый V-образный двигатель LT1, мощностью 455 л.с. (460 л.с. в вариации с дополнительной выхлопной трубой).

Среди особенностей конструкции кузова можно отметить применение в конструкции деталей из углеволокна, смонтированных на алюминиевой раме. Несмотря на габариты автомобиля это позволило достичь относительно небольшого массы автомобиля — немного больше полутора тонн.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Выбор автомобиля, его ремонт и техническое обслуживание