Citroen Московское досье

Содержание

Куда катится Citroen в России

Марка Citroen провела вчера в Москве пресс-конференцию, на которой отчиталась за прошедший 2020 год и рассказала о планах на будущее. Продажи французских автомобилей оставляют желать лучшего и в ближайшей перспективе с учетом стагнирующего рынка прорывов ждать здесь не приходится. Кто продавался лучше всех, что ждет калужский конвейер и какие новинки появятся в РФ в ближайшее время — обо всем этом ниже.

Citroen > Berlingo

Citroen > Jumper

Citroen > C4

Россия и мир

Снимок экрана 2020-02-10 в 13.34.48

Управляющий директор Citroen в России Александр Мигаль начал за здравие: как оказалось, в мире дела у марки идут неплохо — прошлый год для всей группы PSA закончился хоть и небольшим, но плюсом в 1,2% (2 973 000 переданных клиентам машин). Локомотивом роста стали европейский и китайский рынки — КНР в 2020-м вышла на второе место в абсолюте французов.

Но то дела забугорные, у нас производители пляшут иначе. На общем фоне падения российского рынка на 35,7% (данные АЕБ) марка Citroen показала 72-процентную отрицательную динамику, реализовав за год лишь 5528 машин.

Снимок экрана 2020-02-10 в 14.14.44

После паники конца 2020-го — начала 2020 года (девальвация рубля и рост кредитных ставок), которая негативно отразилась на бизнесе автопроизводителей в России в первом полугодии минувшего года, во второй половине года рынок стабилизировался на отметке 130 тыс. реализуемых в месяц машин всех марок, говорит г-н Мигаль. Разумеется, «поплыла» от этого сезонность — одним из самых удачных месяцев вопреки ожиданиям стал август. Как итог, рынок отскочил к показателям 10-летней давности.

Россияне, глядя на ценники на новые машины, стали все чаще обращать внимание на подержанные авто — этот сегмент для всех и для Citroen в частности стал слабым, но утешением.

553A4268

Как и в предыдущие годы, львиная доля продаж марки (48%) пришлась на седан С4 калужской сборки. Другое дело, что в количественном выражении похвастать французам, увы, нечем — всего 2623 автомобиля, разъехавшихся по гаражам россиян. Напомним, цены на машину, старт продаж в России которой состоялся в июне 2020 года, начинались когда-то с отметки 579 тыс. руб. за версию с 1,6-литровым 115-сильным бензиновым мотором под капотом и 5-ступенчатой механикой. Таким образом, седан вполне мог оказаться по карману потенциальным владельцам, годовой доход которых, по подсчетам маркетологов Citroen, составляет 720 тыс. Но последовавшие события внесли коррективы в эти расчеты.

Калужское производство

Отчасти смикшировать рост цен могла дальнейшая локализация сборки седана, но и она застопорилась. На момент запуска она составляла 34%: в нашей стране расположившимся по соседству с калужским «ПСМА Рус» предприятием Faurecia для автомобиля производились обивка дверей, центрального тоннеля и торпедо, а также коврики. Арматура для сидений, бензобак и выхлопная система в автомобиле тоже были российские. Прочие комплектующие в С4 — аргентинские и китайские. С тех пор ситуация практически не изменилась, но, как и прежде, французы не теряют надежд производить половину деталей для седана в нашей стране. Случится это, по словам г-на Мигаля, к концу 2020 года.

Снимок экрана 2020-02-10 в 13.45.18

В настоящее время на заводе «ПСМА Рус» происходит оптимизация бизнес-процессов — менеджеров из-за рубежа сменяют россияне. Г-н Мигаль напомнил, что, по мнению главы PSA Peugeot Citroen Карлоса Тавареса, местные управленцы лучше знают нюансы рынка, поэтому в концерне ожидают большей эффективности от их работы. Кроме того, глава марки в России намекнул на то, что французы изучают возможности сборки новых моделей на калужском конвейере, который из-за низкого спроса на выпускаемую продукцию (помимо Citroen C4 здесь производят Peugeot 408, Mitsubishi Outlander и Pajero Sport) недавно вынужден был перейти на четырехдневную рабочую неделю (такой график сохранится до лета). Каких именно, станет известно в ближайшее время после подробного изучения рыночных реалий.

Вторым самым продаваемым Ситроеном на российском рынке стал Jumper — 786 реализованных фургонов и микроавтобусов. А замкнул тройку Berlingo Multispace и Fourgon — 526 проданных «каблучков».

У выделенной в отдельное направление марки DS дела тоже ни шатко ни валко. От топовой модели DS5 ранее пришлось отказаться по причине мизерных продаж, поэтому ставку остается делать лишь на хэтчбеки DS3 и DS4. По словам г-на Мигаля, его команда в настоящий момент анализирует различные стратегии перезапуска марки в РФ, после чего предпримет повторное наступление.

Снимок экрана 2020-02-10 в 13.48.33

На что рассчитывают французы?

  • В ответ на этот вопрос глава марки вспомнил про неплохие, на его взгляд, позиции коммерческой техники Citroen, в которой еще явно есть куда расти. Особой гордостью для французов является тот факт, что 40% фургонов Jumper продаются переоборудованными.
  • Вера в седан С4, составляющий основную кассу Citroen.
  • Лояльная дилерская сеть (в отличие от конкурентов она поредела не столь существенно), составляющая на текущий момент 56 центров в 43 городах.
  • Кэптивный банк, предлагающий кредиты в 9,9% годовых на всю линейку марки.

Между тем начало этого года ознаменовалось очередным ростом цен на «французов». Самая доступная модель — С-Elysee — прибавила сразу 90 тыс. руб. к стартовому ценнику (теперь от 704 900 руб.). Александр Мигаль готов вернуть в строй хэтчбек С4 (с января его поставки в РФ прекращены) и седан С5, как только ситуация на рынке нормализуется. А вот в компактном А-сегменте, как он выразился, «рыбы не поймать». При этом не исключил появление в РФ — правда, лишь в следующем году — минивэна Spacetourer, построенного на одной платформе PSA и Toyota.

Автомобили Citroen

Лучшая
цена

Подарки
при покупке

Выгодный
кредит

Зачет Вашего авто
в TRADE-IN

Адреса автосалонов
Предложение дня

Общие спецпредложения

«АвтоГЕРМЕС» — официальный дилер Citroen

Компания АвтоГЕРМЕС — официальный дилер Citroen в Москве, осуществляет продажу и сервисное обслуживание автомобилей французского бренда.

Клиентам салона мы предлагаем:

  • Оформление кредита и лизинга на оптимальных условиях;
  • Возможность обменять авто по программе Трейд-ин;
  • Гарантийное и послегарантийное обслуживание;
  • Все виды слесарного и кузовного ремонта;
  • Плановое, внеплановое, сезонное ТО;
  • Помощь в страховании авто.

«АвтоГЕРМЕС» — это надежность, безупречная репутация и высокий уровень профессионализма. В нашем автосалоне Вы можете приобрести новый Ситроен 2020 модельного года по лояльной цене.

Автомобили

Автомобильная компания Ситроен, основанная в 1919 году в Париже, специализируется на производстве современных легковых машин.

В дилерском центре «АвтоГЕРМЕС» модельный ряд бренда представлен следующими автомобилями:

  • Элегантным городским седаном C4;
  • Надежным кроссовером повышенной проходимости C3 Aircross New;
  • Практичными минивэнами: C4 Spacetourer, Grand C4 Spacetourer, Berlingo Multispace;
  • Коммерческими авто: Berlingo, Jumpy, Jumper, SpaceTourer.

Все модели бренда соответствуют высоким европейским стандартам и отличаются превосходными техническими характеристиками, высоким уровнем безопасности и комфорта, современным дизайном и инновационным высокотехнологичным оснащением.

Автомобили Citroen отвечают современным требования и адаптированы к российским дорожным и климатическим условиям: демонстрируют отличную динамику, маневренность и уверенную управляемость на любом дорожном покрытии.

Купить авто в салоне «АвтоГЕРМЕС» в Москве

Компания «АвтоГЕРМЕС» — официальный дилер Citroen в Москве, предлагает купить новое авто 2020 модельного года по приемлемой стоимости.

  • Высокий уровень сервисного обслуживания;
  • Получение дисконтной карты при покупке;
  • Выбор удобного способа оплаты;
  • В наличии все модели во всех комплектациях;
  • Возможность проведения тест-драйва;
  • Отсутствие скрытых и дополнительных платежей.

«АвтоГЕРМЕС» — автодилер с 20-летним стажем, который занял позицию лидера на автомобильном рынке и завоевал доверие тысяч покупателей. Станьте и Вы клиентом компании и убедитесь лично во всех преимуществах сотрудничества!

Citroen Московское досье

Компания Citroen отзовет в России 1638 автомобилей C-Crosser. Об этом сообщается на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Речь идет о моделях автомобилей, которые были проданы с января 2009 года по сентябрь 2020-го. В сообщении указывается, что причиной отзыва является возможная неисправность электронного компонента интеллектуального коммутационного блока (BSI). Это может приводить к сбоям в работе электрооборудования, отмечает Росстандарт.

Российские дилеры компании уведомят водителей, подпадает ли их автомобиль под программу отзыва. Автовладельцы могут и сами это определить, сопоставив VIN-код автомобиля со списком, опубликованным на сайте Росстандарта.

Как поясняет ведомство, замена интеллектуального коммутационного блока (BSI) будет бесплатна для автовладельцев. На сайте российского представительства Citroen эту ситуацию не комментируют.

2 февраля Росстандарт также объявил об отзыве более 100 тыс. автомобилей модели Camry. Такое решение было принято из-за возможного повреждения резинового пыльника шаровой опоры.

Ранее Volkswagen принял решение об отзыве более 600 машин Skoda Superb III в России. Причиной стала вероятность ненадежной фиксации одной из клемм разъема на блоке реле. Это может привести к отказу некоторых электронных функций автомобиля.

Citroen отзывает в России 1600 кроссоверов

Российский дилер Citroen ООО «Пежо Ситроен Рус» отзывает более 1,6 тыс. автомобилей Citroen C-Crosser, сообщило в четверг Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Отзыву подлежат 1638 автомобиля, реализованных c января 2009 года по сентябрь 2020 года.

«Причиной отзыва послужила вероятность неисправности электронного компонента интеллектуального коммутационного блока (BSI) на отзываемых автомобилях, что может приводить к сбоям в работе определенного электрооборудования», — отмечается в сообщении Росстандарта.

В рамках отзывной кампании на автомобилях будет выполнена замена интеллектуального коммутационного блока (BSI). Все ремонтные работы будут осуществляться бесплатно для владельцев.

Ранее на этой неделе сообщалось, что по той же причине в России отозваны почти 2,5 тыс. автомобилей Peugeot.

Citroen отзывает в России кроссоверы

Российский офис Citroen объявил об отзыве 1638 кроссоверов C-Crosser, которые были реализованы в период с января 2009 по сентябрь 2020 года. Причиной стала вероятная неисправность компонента интеллектуального коммутационного блока (BSI).

Как говорится на сайте федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), такая неполадка может привести «к сбоям в работе определенного электрооборудования».

Список VIN-номеров автомобилей, попадающих под отзыв, находится на сайте ведомства. Владельцам машин с дефектом пришлют уведомительные письма. Все работы проведут бесплатно.

26.10.2020 Peugeot и Mitsubishi в России станет больше

30.11.2020 Citroen: Московское досье

15.12.2020 Калужскому C-Crosser`у и снега «Игоры» нипочем

29.11.2020 ЖАЖДА ЖИЗНИ

23.11.2020 Citroen удваивает утилизационную скидку на С-Сrosser

Citroen ждут в сервисе

Компания Citroen отзывает в России 1.638 кроссоверов C-Crosser, проданных с января 2009-го по сентябрь 2020 года. На этих автомобилях не исключена неисправность интеллектуального коммутационного блока (BSI), которая может вызвать сбой в работе электрооборудования автомобиля. Проверить, попадает ли машины под сервисную кампанию можно, введя VIN-номер на сайте Росстандарта.

Peugeot отзывает более двух тысяч автомобилей в России

Компания Peugeot приняла решение отозвать в России 2484 автомобилей. Сервисная акция коснется модели Peugeot 4007, которые были реализованы c января 2009 г. по сентябрь 2020 г., сообщает Росстандарт.

«Причиной отзыва послужила вероятность неисправности электронного компонента интеллектуального коммутационного блока (BSI), что может приводить к сбоям в работе определенного электрооборудования на отзываемых автомобилях», — говорится в сообщении ведомства.

В Росстандарте сообщили, что дилеры ООО «Пежо Ситроен Рус» уведомят владельцев Peugeot 4007 о существующей проблеме и попросят предоставить автомобиль в ближайших дилерский центр для бесплатного ремонта. На автомобилях, подлежащих отзыву, будет выполнена замена интеллектуального коммутационного блока (BSI). Все ремонтные работы будут осуществляться бесплатно для владельцев.

На прошлой неделе стало известно, что компания Citroen приняла решение отозвать 21 автомобиль C4 Picasso в России. Сервисная акция коснется компактвэнов, который были реализованы с октября по ноябрь 2020 года.

По данным Росстандарта, на автомобилях, подпадающих под отзыв, замки могут иметь производственный дефект, приводящий к блокировке внутреннего механизма одного или нескольких замков. Все ремонтные работы будут осуществляться бесплатно для владельцев.

Peugeot отзывает в России около 2500 автомобилей из-за проблем с электроникой

Российский дилер Peugeot ООО «Пежо Ситроен Рус» отзывает в России 2484 автомобиля модели 4007, изготовленных в период с января 2009 года по сентябрь 2020 года. Об этом сообщило во вторник Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

«Причиной отзыва послужила вероятность неисправности электронного компонента интеллектуального коммутационного блока (BSI), что может приводить к сбоям в работе определенного электрооборудования на отзываемых автомобилях «, — говорится в сообщении.

В рамках отзывной кампании на среднеразмерных кроссоверах Peugeot 4007 будет выполнена замена интеллектуального коммутационного блока (BSI).

Все ремонтные работы будут осуществляться для владельцев бесплатно.

Продажи автомобилей в России рухнули до уровня 2020 года

По информации издания «Коммерсантъ», продажи новых автомобилей на российском рынке в январе этого года упали почти до минимума за последние семь лет. В первый месяц этого года было продано всего 82 тыс. автомобилей, что только на 8 тыс. машин больше показателей января 2020 года, результаты которого являются антирекордом для российского авторынка за последние семь лет.

Официальные данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) будут опубликованы только на следующей неделе, отмечает «Коммерсантъ», но рассчитать общие результаты можно ориентируясь на сегодняшнюю статистику Kia, продажи которой упали на 20%, до 9 тыс. машин, а доля рынка составила 11%. Кроме того, по предварительным результатам января, продажи Hyundai упали на 37%, до 8 тыс. машин, указывает «Коммерсантъ». Источники издания также утверждают, что реализация Mitsubishi сократилась вдвое, до 1,6 тыс. машин. Объем продаж Citroen рухнул на 60%, до 192 машин. В то же время, продажи выросли у Ford — на 25%, до 2,3 тыс. машин, Suzuki также удалось нарастить продажи на четверть, до примерно 570 машин. Но у обоих брендов рост во многом обусловлен «низкой базой» прошлого года, подчеркивает издание.

Как отмечает «Коммерсантъ», по предварительным оценкам российский авторынок в январе обвалился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 29%. Хуже спрос на новые автомобили в России был лишь в январе 2020 года (до 2009 года АЕБ не вела консолидированную статистку по всем маркам) — тогда было продано 74 тыс. машин, падение составляло 37%. При этом, как подчеркивает издание, в 2020 году не действовало ни одной меры господдержки автопрома, тогда как сейчас работают госпрограммы утилизации, льготного автокредитования и лизинга, на которые только в прошлом году был потрачен 31 млрд руб. из бюджета.

Таким образом, в прошедшем январе российский авторынок приблизился к абсолютному антирекорду за последние семь лет.

Официальный дилер Citroen

На сегодняшний день автомобили Ситроен можно назвать эталоном стиля, безопасности и удобства. Этот бренд пользуется популярностью среди автолюбителей уже много лет. Почти 100 лет автомобили компании не перестают радовать водителей низким расходом топлива, необычным экстерьером и великолепными динамическими характеристиками.

СИТРОЕН ЦЕНТР МОСКВА – официальный сервисный центр Citroen

Официальный сервис марки – СИТРОЕН ЦЕНТР МОСКВА готов предоставить своим клиентам следующий ряд услуг:

  • техническое обслуживание автомобилей;
  • установка дополнительного оснащения;
  • ремонт любой сложности;
  • продажа аксессуаров для моделей бренда.

У нас на сайте вы сможете узнать цены на обслуживание, ремонт, запасные части Citroen Менеджеры сервиса ответят на все вопросы – достаточно связаться с ними по номеру (495) 258-80-80.

© 2020 СИТРОЕН ЦЕНТР МОСКВА

Данный сайт носит информационно-справочный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой. Пожалуйста, для уточнения цен и условий акций обращайтесь к менеджерам по телефону: +7 (495) 258-80-80
Политика конфиденциальности

Андре Ситроен: человек, подаривший Европе доступный автомобиль

Историю – и автомобильную не в последнюю очередь – делают неординарные люди. То, что пятый ребенок бывшего одессита, а позднее парижского торговца бриллиантами Леви Ситроена, малыш Андре-Гюстав, вырастет именно таким, стало ясно еще в десятилетнем возрасте. Когда мальчишка увидел, как во французской столице строят Эйфелеву башню, он объявил: буду инженером! Воспрепятствовать этому, направив жизнь сына по накатанному пути семейного бизнеса, Леви не смог, поскольку пятью годами ранее ушел из жизни. Однако ребенок не опозорил светлую память своего почтенного родителя. Андре учился на отлично: сначала в одном из самых уважаемых лицеев Парижа, а с 1884 года в вузе – Высшей политехнической школе. Полученное юношей образование впоследствии стало основой успеха компании его имени.

Паровозы и шестерни

После окончания учебы и службы в армии Андре Ситроен устроился на работу «по специальности» – на предприятие братьев Эстенов, которое выпускало детали для самой совершенной техники той поры – паровозов. Пообвыкшись на производстве, Андре предложил владельцам освоить выпуск нового на то время типа шестерен – с шевронным зацеплением, с V-образной формой зубьев. Такое решение позволяло при сохранении прежних габаритов шестерен увеличить передаваемый ими крутящий момент и снизить шумность работы.

Шевронные шестерни не были изобретением Ситроена. Сам он заинтересовался ими, встретив такую передачу на обрабатывающем станке одного из заводов Российской империи, когда навещал родственников матери во время своего армейского отпуска. Идея была удачной: такая передача оказалась востребованной. Чтобы наладить ее серийный выпуск, в 1905 году Андре вложил в «паровозное» предприятие братьев Эстенов весь свой капитал – полученное родительское наследство. Предприятие расширили, оно начало приносить серьезные деньги.

Первые автомобили

Шестерни с паровозами – это было неплохо, тем более – прибыльно. Но молодого Андре не оставляла идея заняться выпуском более современного транспорта – автомобилей. Случай представился через пару лет: в 1908 году основатель фирмы Mors инженер Эмиль Морс привлек Ситроена в свою компанию, чтобы тот помог ему избежать банкротства. Под маркой Mors тогда выпускались динамичные автомобили с моторами объемом 2,3-8,0 л. Самый быстрый Mors при двигателе объемом 12,8 л в 100 л.с. развивал более 130 км/ч. Но тираж автомобилей марки был невелик, а цены – наоборот, отнюдь не демократичными.

Приглашенный для спасения фирмы Андре Ситроен опробовал на Mors свою концепцию автобизнеса. Он организовал разработку новых двигателей, в том числе скромного по тем временам объема (2,1 л), а также привлек к сотрудничеству стороннего моторостроителя, поставлявшего инновационные моторы бесклапанной конструкции.

На фото: Mors 24/32 HP Roi des Belges Tonneau

Одной из действенных мер также была реорганизация производства и последовавшее за ней снижение цены на выпускаемые автомобили. Результат не заставил себя долго ждать – спрос на модели Mors вырос, положение компании вновь укрепилось. Между тем, летом 1913-го из-за океана пришли известия о невиданной скорости сборки узлов и автомобилей в целом: Генри Форд на заводе в Детройте запустил свой конвейер. Ситроен начал задумываться о поездке в США «на экскурсию», но в Европе уже всерьез запахло порохом, а вскоре началась Первая мировая война…

Кому война, кому – …

Тема легковых автомобилей стала неактуальной: Франция воевала, и ее интересовало производство военного снаряжения и боеприпасов. Увлеченный своей идеей массового промышленного производства, тридцатишестилетний Ситроен убедил военное ведомство, что за три месяца сможет наладить выпуск артиллерийских снарядов в невиданных доселе количествах – по 50 тысяч в день. На кредитные средства и при поддержке государства прямо в Париже, на набережной Жавель был построен огромный завод. Ситроен оснастил его по последнему слову техники, закупив оборудование для поточного производства в Америке.

С конвейеров завода сходило боеприпасов больше, чем давали предприятия всей Франции вместе взятые, и сам Андре объяснял это правильной организацией труда. Имелись в виду не только станки и линии по обработке материалов и сборке, но и вторичные факторы. Организация рабочих мест, инфраструктура общепита, медицинское обслуживание тысяч работников и даже схема выдачи заработанных денег – везде Ситроен научился экономить и драгоценные франки, и не менее драгоценные минуты.

Больше, лучше, дешевле

По окончании Мировой войны у Андре Ситроена уже был орден Почетного легиона, заработанное на боеприпасах огромное состояние и новенький завод, освободившийся от военных заказов. Пришло время строить народный европейский автомобиль. Великий француз Ситроен держался тех же идей, что и великий американец Форд: автомобиль как продукт производства принесет производителю деньги, если он будет простым, надежным, дешевым и – массовым.

Конструкцию первой модели марки инженеры Ситроена приготовили еще во время войны. Citroen А (он же 10CV) образца 1919 года оснастили небольшим двигателем объемом 1 327 куб. см с электростартером. При мощности 18 л.с. машина развивала 65 км/ч и стоила невероятно малую сумму – 7 950 франков. Это была революция – автомобиль перестал быть товаром для богачей, теперь им могли пользоваться обычные семьи со средним достатком. Для Type A предлагалось девять вариантов кузовов. Машина выпускалась в количестве 100 штук в сутки, европейцы считают ее своей первой массовой легковушкой.

На фото: Citroen А

С моделью Citroen А 10CV связано одно важное явление. Неудивительно, что первая модель, целенаправленно создаваемая как доступная широким кругам покупателей, родилась с целым рядом недоработок. А поскольку производство и продажи никто не останавливал, потребовалась, говоря современным языком, масштабная отзывная кампания. Для ее реализации Андре Ситроен создал фирменную сервисную сеть. Она была первой в Европе: ранее машины обслуживали и ремонтировали или личные водители в хозяйских гаражах, или независимые мастера в частных мастерских.

Даешь тираж!

Через два года появился Citroen В-2 – также достаточно крупный, да еще с более мощным мотором в 1 452 куб. см. Но по-настоящему массовым стал поставленный на конвейер в 1922-м компактный Citroen С (он же 5CV). Он был меньше, а значит, не столь материалоемким, с небольшим четырехцилиндровым моторчиком объемом 856 куб. см и мощностью 11 л.с. Легкий дешевый кузов длиной 2,25-2,35 м мог быть только открытым, в двух- или трехместном исполнении. В конструкции уже были все привычные теперешним водителям узлы, делавшие использование автомобиля будничным делом, доступным даже женщинам: электростартер, электрические фары, ручной тормоз на задние колеса, карбюратор и искровое зажигание от магнето.

На фото: Citroen В2; Citroen 5HP в салоне в Париже 1922 г.

Благодаря цене спрос на «лимончик» (большинство машин выпускалось в желтом цвете) был огромным, выпуск достигал невиданных для Старого света 300 экземпляров в день. Но Ситроен считал, что модель недостаточно прибыльна, и весной 1926-го свернул производство. За четыре года с конвейера сошло более 80 тысяч машин модели 5CV – это был самый массовый авто Франции на то время.

За счет конструкции

Стремясь еще больше удешевить свой товар, Ситроен старательно перенимал американский опыт – не зря его называли «европейским Фордом». Он дважды бывал на заводах в Детройте, закупал, разбирал на части и подетально исследовал дешевые модели конкурентов, в первую очередь – американские (кстати, известно, что в ту пору так делал и Генри Форд).

На фото: реклама автомобиля Citroën , Модель A; р еклама игрушек Citroen — точных копий настоящих автомобилей

Но когда Андре посчитал, что все производственные резервы снижения себестоимости исчерпаны, он взялся за радикальное изменение конструкции самого автомобиля. Так был разработан Citroen B10 c целиком металлическим кузовом. Дело тут в том, что традиционный для 1920-х годов кузов смешанного деревянно-металлического типа был относительно недорог, но не позволял полностью автоматизировать производство. Цельнометаллическая конструкция была в этом плане намного технологичнее, но требовала больших затрат на подготовку производства, в первую очередь – изготовление штампов.

Никто из европейских автопроизводителей не мог пойти на такие затраты, поскольку объемы производства каждой модели тогда еще были недостаточно велики и штампы не могли окупиться. Но Ситроену – крупнейшему автопроизводителю Европы с его 50 тысячами машин в год (на 1924 г.) стоило попробовать. Так появился просторный седан В10, первым в Европе обходившийся без деревянного каркаса и фанерной обшивки. Но на очереди у Андре были куда более глобальные «конструктивные революции».

На фото: Citroen B10 в салоне в Париже 1923 г. Citroen представляет автомобиль B10 — первый автомобиль с цельнометаллическим кузовом, который пришел на смену моделям с кузовом из металла и дерева

Впереди времени

Новаторство Андре Ситроена граничило с авантюризмом (кстати, эту черту характера основателя компания его имени унаследовала и успешно развивает по сей день). Только отчаянно смелый бизнесмен мог в условиях назревающего мирового кризиса сделать ставку на автомобиль, конструкция которого представляла собой уникальную подборку технических новаций.

Citroen — история бренда

Citroën — французская автомобилестроительная компания, созданная в 1919 году Андре Ситроеном. С 1976 года она стала частью концерна PSA Peugeot Citroën, штаб-квартира находится на улице Fructidor в Париже.

Андре Ситроен (Andre Citroen) родился 5 февраля 1878 года в семье удачливого предпринимателя. Его отец был совладельцем предприятий, занимавшихся обработкой и продажей драгоценных камней. Но не отец учил Андре премудростям бизнеса. Когда будущему автомобилестроителю было всего шесть лет, Леви Ситроен (Levi Bernard Citroen) покончил жизнь самоубийством. Впрочем, своей семье он оставил немало: огромное наследство плюс связи в финансовых и промышленных кругах Парижа.

В те времена сын обычно продолжал дело отца. Но Андре торговля не привлекала. В 1889 году он поступил в Политехническую школу и после её окончания, в возрасте двадцати трёх лет, начал работать в мастерских своих друзей братьев Эстенов, где производились детали для паровозов.

В 1905 году Ситроен стал компаньоном Эстенов, вложив в дело всё полученное от родителей наследство. Он наладил на заводе выпуск зубчатых колёс (шестерён) — гораздо совершеннее тех, что делали конкуренты. Сконструировал их никому не известный польский механик-самоучка. А Ситроен вовремя разглядел, что новая технология очень перспективна, и купил патент на её использование.

Очень быстро шестерни стали пользоваться спросом на международном рынке — в Лондоне, Брюсселе и даже Москве, что приносило владельцам фирмы огромные прибыли. Отсюда берёт начало и эмблема компании в виде перевёрнутых букв «V», которые схематически обозначают конические шестерни. Во Франции эту эмблему называют «двойной шеврон».

Ситроен выполнял на заводе обязанности технического и коммерческого директора, и вскоре он перестал иметь конкурентов. Имя молодого предпринимателя стало легендой и помогло ему в 1908 году занять место технического директора на зарекомендовавшем себя автомобильном заводе Могs.

Ситроен и здесь развил бурную деятельность: привлёк к работе свежие умы, модернизировал конструкцию выпускаемых автомобилей и предложил снизить цены на них. Успех пришёл незамедлительно. Продажи резко увеличились.

Во время Первой Мировой войны Ситроен снова доказал свои способности. Он поставил свой предпринимательский талант на службу воюющей Франции и своим деловым амбициям. Видя, как плохо французская армия снабжается боеприпасами, он вступает в переговоры с военным министерством и предлагает в трёхмесячный срок наладить масштабное производство снарядов. Армейскому начальству проект кажется невыполнимым. Однако Ситроен убедил государство заключить с ним контракт.

Деньги на строительство нового завода он собрал довольно быстро: 20% сделки авансировало государство, другие недостающие средства удалось взять в кредит у друзей-промышленников и финансистов.

И в считанные месяцы буквально на пустом месте, на парижской набережной Жавель, возникают заводы по массовому производству оружия, выпускающие больше снарядов, чем все остальные предприятия страны вместе взятые. Сам Ситроен объясняет свои успехи всего одним словом: организация.

Ещё в разгар боевых действий Андре Ситроен заказал инженерам чертежи автомобиля, который впоследствии получил его имя. И вот, после войны, когда смолкли пушки, у него было всё, чтобы организовать и развернуть собственное автомобильное производство: опыт, высококвалифицированная команда, производственные помещения, где раньше выпускались снаряды, и огромные финансовые средства, заработанные на военных заказах.

Он однажды посетил Америку, где на заводах Форда познакомился с американскими методами производства автомобилей, и в 1919 году, совместно с конструктором Жюлем Саломоном (Jules Salomon), создателем имевшего успех автомобиля Le Zebre, приступил к выпуску автомобилей на бывшем оружейном заводе на набережной Жавель. Он стремился к ежедневному выпуску 100 автомобилей.

В отличие от своих европейских конкурентов, Ситроен построил производство по американскому принципу, начав с выпуска одной-единственной модели. В тот момент его основной целью было превращение автомобиля из недоступной «диковинки» в массовый товар.

Малолитражки, предлагаемые потребителям по низкой цене, расходились как горячие пирожки. Постепенно модельный ряд расширился, и за первые десять лет работы компания увеличила выпуск машин почти в 50 раз. Первой моделью был тип А (Citroen А) с двигателем объёмом 1,3 литра и мощностью 7,4 кВт (10 л.с.), выпущенный в мае 1919 года.

Андре Ситроену был тогда 41 год. В день выпускалось сто единиц, что для тогдашнего уровня производства автомобилей во Франции казалось невероятным.

В тайне от всех Андре Ситроен разбирал на своём заводе такие известные американские автомобили, как Buick, Nash, Studebaker, и изучал на них возможные методы серийного производства. Фактически его Citroen А стал одновременно и первым серийно производимым автомобилем в Европе.

За четыре года производство достигло трёхсот автомобилей в день. Тогда же Citroen выступил с новым, «народным» автомобилем 5 СV, получившим название Trefle («Трилистник»).

В 1924 году Ситроен начал сотрудничать с американским инженером Эдвардом Баддом, который с 1899 года занимался разработкой корпусов для железнодорожных вагонов из нержавеющей стали, в том числе и для Пульмана. Бадд также начал изготавливать стальные кузовы для многих автомобилестроителей, и в 1928 году Citroën впервые применил цельнометаллический кузов в своих автомобилях.

Ситроен также первым задумался о возможностях дальновидной рекламы. Дело том, что в 1925 году компанией Citroen было выпущено более 60 тысяч машин, а в 1929-м — почти 100 тысяч.

Такие высокие результаты позволили Citroen выйти на первое место по объёмам производства во Франции, а затем и в Европе. Но произвести товар — это ещё не всё. Его ещё нужно продать. И, чтобы привлечь будущих потребителей, Ситроен разработал грандиозную систему рекламы своих машин и своего имени, ставшего автомобильной маркой. Его фирма наладила выпуск игрушечных «ситроенят», в точности повторявших большие машины для взрослых.

Чтобы фирменный знак заводов Ситроена постоянно был перед глазами водителей, по всей Франции были установлены указатели и дорожные знаки, увенчанные «двойным шевроном».

Ради привлечения потенциальных клиентов устраивались так называемые «рекламные пробеги» по отдалённым районам Франции. По пути следования автомобилей специалисты компании рассказывали через громкоговорители об особенностях той или иной модели Citroen.

Слова подкреплялись броскими афишами, плакатами, занимательными викторинами и лотереями, которые организовывались во время стоянок. В результате от 3% до 15% посетителей выставок «на колёсах» уезжали домой на собственных авто.

Демонстрацию товаров Ситроен вообще считает лучшей рекламой. «Выставки — самое эффективное и наименее дорогое средство рекламы. Ни один из самых замысловатых рекламных приёмов не может сравниться с демонстрацией продукции. Впечатление от увиденного своими глазами намного богаче того, которое оставляют несколько строчек в газете», — считал бизнесмен.

На рекламу Ситроен никогда не жалел денег. Так, в 1929 году он построил автомагазин, фасадом которого служила сплошная стеклянная витрина высотой в 21 метр и шириной в 10 метров. Через эту прозрачную стену, на которую ушло 19 тонн стекла, можно было прямо с улицы увидеть множество машин, расставленных на шести ярусах. Затем он основал собственную страховую компанию и учредил собственные — жёлтые и голубые — дорожные знаки.

Как-то, прослышав об одном английском лётчике, умеющем выводить на небесном фоне буквы с помощью оставляемого самолётом белого следа, Ситроен загорелся идеей нарисовать на небе своё собственное имя.

Трюк был исполнен: в небе появились четырёхсотметровые буквы фамилии предпринимателя, растянувшиеся почти на пять километров. Через несколько минут надпись, на изготовление которой были потрачены громадные деньги, растворилась в воздухе. Но какой эффект!

Кульминацией рекламных исканий автопромышленника, подкрепляемых его личным тщеславием, стал проект «Эйфелева башня „в огне“». Установив на башне 125 тысяч лампочек, компания Ситроена подарила современникам незабываемое зрелище. Одно за другим на башне вспыхивали десять изображений: силуэт Эйфелевой башни, звёздный дождь, полёт комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и, наконец, фамилия Ситроен.

Андре Ситроен одним из первых поверил в международное предназначение автомобиля и подкреплял свою веру участием в самых авантюрных предприятиях, типа марафонской гонки по Сахаре или не менее трудного автопробега по Азии.

На модели В2 мощностью 14,8 кВт (20 л.с.) с полугусеничной ходовой частью впервые удалось проложить путь через пустыню Сахара, а на модели С4 — проехать Среднюю Азию и, впоследствии, арктическую часть Канады.

А своим заказчикам Ситроен посылал граммофонные пластинки с записью рекламы своих автомобилей.

Экономический кризис в начале 30-х годов послужил причиной упадка деятельности Ситроена. В 1933 году Ситроен решил полностью перестроить заводы на набережной Жавель. Израсходовав огромные средства, он осуществил реконструкцию в рекордно короткий срок — всего за 5 месяцев.

На предприятии общей площадью в 55 тыс. кв.м была размещена гигантская непрерывная поточная линия производительностью 1000 машин в день. Столько в то время потреблял весь французский автомобильный рынок.

Но овладевшая Ситроеном гигантомания, в конечном счёте, обернулась против него. Ахиллесовой пятой бизнесмена всегда была финансовая сторона дела. Он всегда жил долгами, привлекая огромные инвестиции под свои рискованные проекты. Его потребности в деньгах постоянно опережали его финансовые возможности.

Заплатить за риск пришлось в 1934 году, на излёте мирового экономического кризиса. Кредиторы отказали Ситроену в новых ссудах, а падение спроса на автомобили лишило его возможности выкрутиться за счёт собственных средств.

После нескольких попыток найти источники финансирования Ситроен вынужден был объявить себя банкротом. 60% акций фирмы получил тогда концерн резиновых изделий Michelin. Ситроен не дожил до успеха нового революционного проекта с передним приводом, концепции которого фирма осталась верна по сей день. Он умер в марте 1935 года. Его скоропостижную кончину французские газеты объясняли тремя причинами: «Господин Ситроен умер от неизлечимой болезни. Вполне возможно, что его уход из жизни ускорили обрушившиеся на него финансовые трудности. Возможно, роль в этом сыграла и смерть дочери».

Однако то, что бизнесмен сделал за 20 лет, навсегда увековечило его имя. Оно по-прежнему украшает автомобили, выпускаемые под одной из самых известных мировых марок. «Если замысел хорош, цена не имеет никакого значения», — говорил Андре Ситроен.

Много достижений и побед было в истории компании Citroen и её знаменитых моделей. Но из песни слова не выкинешь — после почти 50 лет триумфа на автомобильном Олимпе компании Citroen пришлось пережить и досадный период спада.

Люди старшего поколения, интересующиеся автомобилями, наверняка помнят те времена, когда первое место среди французских автомобилестроителей занимал именно Citroen. Peugeot и Renault не дано было обогнать эту марку, как не дано было подняться над обыденностью традиционных моделей. Citroen же для своих автомобилей не скупился ни на передовые технологии, ни на оригинальный дизайн. Это были поистине достойные автомобили.

В то время, кстати, ни одному из французских президентов не могла в голову прийти идея — ездить на чем-нибудь другом, кроме моделей Citroen DS или SM.

Но больших доходов экстравагантность не приносила. К середине 70-х годов на фоне разразившегося нефтяного кризиса оригинальные, но потребляющие много топлива модели Citroen стали плохо продаваться; и компания была вынуждена «стать как все», надолго утратив при этом свой имидж смелого новатора.

В 1974 году чисто прагматические соображения послужили причиной для её объединения с Peugeot. Благодаря этому союзу Citroen, конечно, спас себе жизнь, но практически полностью утратил свою индивидуальность.

Лишь к началу 90-х годов, когда в автомобильный мир вернулась мода на оригинальность, Citroen, как один из основоположников экстравагантного и оригинального стиля, смело ринулся в бой.

Кардинально же положение дел изменилось в 1997 году, с приходом на пост генерального директора концерна Жана-Мартина Фольца (Jean-Martin Folz), который решил «оздоровить» финансовую сторону предприятия, направив все силы на творческую конструкторскую деятельность, чтобы внести максимальное количество различий в автомобили двух представляемых концерном марок. Для Citroen подобное решение стало поистине началом возрождения.

За последние годы модельная гамма автомобилей Citroen полностью обновилась. Абсолютно все модели получили новый стильный дизайн и усовершенствованные технические характеристики, что позволило концерну Citroen добиться постоянного и динамичного роста продаж: на 52% за последние пять лет!

В 2000 году Citroen превзошёл свой собственный рекорд продаж за всю историю своего существования, продав более 1 миллиона автомобилей. И это не предел, поскольку динамичные показатели прироста продаж сохранились и сейчас, несмотря на тот факт, что общемировой спрос на автомобили в течение последних лет постоянно сокращается.

Журнал Forbes назвал главу концерна PSA Жана-Матрина Фольца бизнесменом 2001 года, отметив его умение, правильно расставив приоритеты, в кратчайшие сроки восстановить доходность предприятия и вывести его прибыльность на высокие показатели. В 2002 году уже более 1 312 000 покупателей сели за руль новых автомобилей с «двойным шевроном».

Линейка «С», которая стартовала седаном среднего класса C5, буквально за несколько лет разрослась до размеров модельного ряда передовых немецких производителей. Минивэн C8, компактные хэтчбэки C4, C2, мечта московских водительниц C3, крохотный C1 и, наконец, гигантский люкс-седан С6, который, возможно, повторит успех легендарной «Богини» Citroen DS.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Выбор автомобиля, его ремонт и техническое обслуживание