Amarok побывал в Иверском монастыре

Иверский монастырь в Валдае. По дороге из Питера в Москву.

Раз мы оказались в Валдае и уже побывали в Музее Колоколов , то почему бы и не зарулить в Монастырь. Здесь же вроде бы рядом? Тетенька в музее сказала – как выедете на трассу, на левый поворот и туда, на острова, минут 20 ехать. Ну 20, так 20, поехали.

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь — православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай.

На подъезде к монастырю мы уже увидели красивое.

Погода радовала, красоты вокруг тоже. Май оказался на редкость теплым, пока ехали – прямо лето -лето наступило, градуса 22, зелень вся буйная, свежая, яркая.

Везде вокруг какой-то непривычный идеальный порядок и чистота. Весь монастырь, несмотря на свой почтенный возраст – просто в идеальном порядке.

Подходим ко входу во внутреннюю территорию монастыря.

Святые врата с надвратной церковью святителя Филиппа. Это не я такая умная, я в инете названия посмотрела.

Напротив – берег озера, но пройти к нему нельзя было.

Идем вперед. Церковь за церковью. Надвратная церковь Архистратига Михаила.

Монастырские постройки не менее интересные.

Оборачиваемся на вход в монастырь.

На часах видно, что почти 3 часа дня. Через несколько минут начинают звонить колокола. Красиво и очень долго, минут 10 перезвон стоял.

Мы просто гуляем по территории и я фотографирую все подряд. Красиво. Очень тихо, спокойно и практически безлюдно.

Это уже купола Иверского собора.

Иверский собор.

Все, больше головой не крутим, заходим.

Икона Иверской Божией Матери

Еще немножко картинок с территории монастыря. Вдоль и поперек исходили несколько раз весь.

  • Адрес: Россия, Новгородская область, Валдайский район, остров Сельвицкий
  • Телефон: +7 911 614‑66-94
  • Сайт: iveron.ru
  • Открыто: ежедневно, 8:00–20:00
  • Дата постройки: 1653 г.

Монастырь реально расположен на островах, и насколько я поняла, туда можно добраться только на машине или на паломнических автобусах. Обычный никакой транспорт туда не ходит.

Ну а мы – в Москву!

Рекомендую сервис по выбору интересных и необычных экскурсий!

Путешествуем вместе. Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь. Апрель 2020г.

Вот как не напишешь сразу отчет — потом и не хочется уже, и забывается многое.
Попробую ничего не забыть.

На длинные майские каникулы ездили мы на экскурсию с красивым названием «Селигерский вояж». Автобусом из Санкт-Петербурга.

Выехали 30 апреля, и первая наша экскурсия была в Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь, расположенный на красивейшем острове посреди Валдайского озера. Монастырь основан в 1653 году в честь Иверской иконы Божьей Матери. Это уникальный памятник зодчества, центр изразцового производства, резьбы по дереву и камню.

  • Поделиться
  • Поделиться

История Иверского монастыря (Валдай) Эта обитель была построена по распоряжению патриарха Никона. Это произошло в XVII веке. Сооружение монастыря одобрил царь Алексей Михайлович. Священнослужители рассказывали, что патриарху было видение во время поездки на Соловки, которое представляло собой огненный столп, ознаменовавший место строительства обители. В архитектурном плане он был создан по образу мужского Иверского монастыря, расположенного на горе Афон в Греции.

  • Поделиться

  • Поделиться

К 1653 году были построены две деревянные церкви, которые освятили в честь Филиппа Московского и иконы Иверской Божьей Матери. Позднее были возведены и освящены каменный Успенский собор и церковь архистратига Михаила. Кроме того, здесь появилось множество мелких построек хозяйственного назначения. Царская грамота закрепила за монастырем окрестные земли – села Вышний Волочек, Боровичи, Яжелбицы, а также Валдайское озеро и некоторые близлежащие монастыри. В 1655 году в монастырь полностью переселилась братия Кутеинского монастыря (Белоруссия) вместе со своей церковной утварью. Они привезли с собой даже типографские станки. С этого момента здесь начало развиваться книгопечатанье. Патриарх Никон (основоположник монастыря) во время своего визита переименовал Валдайский посад, назвав его селом Богородицким, а местное озеро он назвал Святым. С этого времени монастырь приобрел второе название – Святоозерский. В 1656 году завершилось строительство Успенского собора, который в том же году был освящен.

madi_ha

madi_ha

В августе мне довелось побывать в чудесных краях Валдая. Около 10 дней я прожила в Валдайских лесах и только один, заключительный день был отведен на знакомство с достопримечательностями города. И конечно, важной частью было посещение местных кладбищ.

Учитывая разноплановость кладбищ Валдая, обзор будет состоять из нескольких частей.

Некрополь Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря

Вероятно, «некрополь», слишком громкое обозначение для очень небольшого количества могил, расположенных за алтарем Успенского храма.
Во-первых, это восемь старинных надгробий, относящихся к 17- 19 векам.

Учитывая , что практически все камни имеют большие утраты, а так же их идеально аккуратное расположение, можно предположить, что они находятся не на месте первоначальных захоронений, а были перенесены сюда из других мест. Как вариант – из подземелий храма, либо являются остатками некогда существовавшего в монастыре и утраченного некрополя. Достаточно большое пространство за Успенским собором, нахождение там хорошо сохранившегося памятника 19 века и надгробной часовни того же периода, позволяет допускать, что на этом месте могли быть и другие захоронения. Однако никакой информации по данному вопросу найти не удалось.
Во – вторых, несколько захоронений 20 века, включая современные погребения насельников храма.

Старинные надгробия очень плохой сохранности, но на некоторых можно прочитать имена:
«Девица Софья»

«Раб божий Никита Хавр. »
Кстати, на данном надгробии интересный орнамент. То ли цветок (что не свойственно, для мужского захоронения), то ли бабочка (символ души, но практически не использующийся в оформлении захоронений на Руси), то ли фрагмент какой-то своеобразной «розетки».

Еще несколько захоронений.

Итак, в стенах монастыря находятся следующие погребения:

Актера Ильи Васильевича Копылова-Орлова – скончался в 1862 году.
Епископа Валдайского Иосифа (Николаевского-Невского) 1862 – 1930
Лихарева Семена Михайловича 1926-1942
Егорова Василия Егоровича 1895 -1943
Послушника Сергия (Астраханцева) 1974-2002
Протоиерея Алексия (Буланушкина) 1951 – 2006
Иеродиакона Александра (Самуйлова) 1952 -2008
Игумена Стефана (Попкова) 1946-2009
Послушника Сергия (Астраханцева) 1974-2002
Щербы Михаила Михайловича 1953-2020
Монахини Матроны (Богорош) 1930-2020
Иеромонаха Нила (Михайлова) 1968 -2020
Иеромонах Сергей (Бирюков) — 1972-2002

Кем были эти люди?
Информации о Лихареве С.М. , Егорове В.Е и Щербе М.М. найти не удалось.

Епископ Валдайский Иосиф ((в миру Иван Васильевич Николаевский-Невский — 1862 – 1930), являлся личностью весьма примечательной. В 1906 году он стал настоятелем Иверской обители. Был знаком и вел переписку с такими знаменитыми людьми как И. Крондштатский, С.А. Нилус, А.А. Заболотский, М. О. Меньшиков.

Иосиф слыл человеком весьма добродетельным, сочувствующим страждущим. В его сохранившейся переписке много благодарственных писем от людей, которым он оказывал всяческую помощь и духовные наставления.
16 июля 1918 года в Валдае, в окрестностях монастыря произошел хлебный бунт. Вооруженный отряд красноармейцев прибыл к монастырю для проведения реквизиции монастырских запасов хлеба. Запасы эти были сформированы за счет вложений валдашей и служили источником пропитания не только для монастырской братии, но и для паломников и для малоимущих местных жителей. Монахи начали бить в колокол. На помощь подоспели местные жители.

«Приехали (красноармейцы – Л.) ночью с пулеметами, начали разбивать ворота, обстреливать колокольню, предполагая, что на ней находится звонарь, бьющий в колокол ( а он дергал малый колокол за веревку снизу). Когда послышались выстрелы, приозерное население проснулось, бросилось на выручку. Не столько валдайцы, сколько кажется, усердствовали зимогорцы (жители села Зимогорье – Л.) и мужики из ближайших деревень».
Далее началась неразбериха, кто-то защищал хлеб, кто-то воспользовался случаем пострелять и пограбить. Однозначной картины происшедшего нет. Бунт был подавлен за одну ночь, хлеб был оставлен в монастыре.
Русский публицист и общественный деятель М.О. Меньшиков (1859-1918) писал: «Эх, Росея! Курьезнее этого «восстания» и вообразить трудно, но дело осложнилось кровавым случаем. Народ принудил красноармейцев вернуть 48 пудов хлеба в монастырь, но когда те ехали на лодке и везли архимандрита (Иосифа- Л.), прикрываясь им, с берега защитники монастыря бацнули из пулемета, и бедный о. Иосиф был тяжело ранен в бок. Едва ли выживет. Вечером уже прибыли латыши в качестве усмирителей. Сегодня объявлено военное положение, будут обыски, поиски похищенного оружия, расстрелы….»

Отец Иосиф выжил. После закрытия Иверского монастыря в 1927 году переселился на жительство в Валдай. В дни больших церковных праздников епископ Иосиф служил в Троицком соборе. Скончался 14 декабря 1930 года. За несколько дней до кончины сказал: «Похороните меня как простого монаха». Он ходил дома в черных монашеских одеждах и погребен был в монашеском облачении, на Валдайском кладбище у церкви Петра и Павла.

М.О. Меньшикова, совершенно не имевшего никакого отношения к данному восстанию, арестовали как организатора и тогда же, в 1918 году, расстреляли. Он похоронен за алтарем церкви Петра и Павла (далее, мы вернемся еще к этой персоне).

А в Сквере Героев в центре Валдая есть могила продовольственного комиссара, который «геройски погиб» все в том же 1918 году. При каких обстоятельствах не ясно, как и не ясно, имел ли данный комиссар отношение к описываемым событиям, но такое вот интересное переплетение судеб и захоронений в трех исторических местах Валдая.

26 июля 2020 года, прах епископа Валдайского Иосифа торжественно перезахоронен в некрополе Иверского монастыря (перенесен со старого городского кладбища).

Илья Васильевич Копылов (Орлов) – 1795-1862.

Актёр Александринского (1825-1928) и Малого Московского (1828-1848) театров. Дворянин. Новогородский помещик. Дебютировал в 1825 году в Петербурге. В 1845 году покинул Москву и перешел на провинциальную сцену. Играл вторые роли в трагедиях, драмах, комедиях. Стремился играть «благородных» героев, но не имел в этих ролях успеха. В то же время его исполнение характерных, народных типов — Осип («Ревизор»), Могильщик («Гамлет») — вызвало восторженный отзыв Белинского.

Монахиня Матрона (Богорош) — 1930-2020

Проживала в монастыре с 1998 года.

Похороны монахини Матроны.

Источник фото: www.iveron.ru/1/2/14/671/

Протоиерей Алексий Буланушкин (1951 – 2006).

Первый полковой священник в постсоветской армии. В начале 90-х годов приказом Министра обороны Российской Федерации был зачислен в состав одного из полков 201-й Гатчинской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане. Это кадровое решение сразу приобрело большой политический резонанс и в силу своей значимости было названо «историческим» и «революционным», поскольку ничего подобного с 1917 года в Российской армии не бывало.

По воспоминаниям о. Алексия первые дни «едва переступал КПП части, как солдаты сбегались, чтобы посмотреть на меня, словно на невиданное чудо. То и дело слышал за спиной: «Смотрите, поп идет!» Ко мне стеснялись подходить не только солдаты, но и офицеры».

Каждую неделю он выезжал в дальние гарнизоны. Всегда без охраны. Ему рады были в парке боевых машин, на вертолетной площадке, на войсковом полигоне. Он был свой, понятный и доступный для всех.

В Таджикистан он приехал в семидесятые годы после службы в ракетных войсках. После окончания вечернего техникума поступил в Московскую духовную семинарию сразу на второй курс, сдав экстерном экзамены за первый. В 1979 году был рукоположен архиепископом Варфоломеем в сан диакона. Через год — в сан иерея. Строил и восстанавливал православные храмы в Киргизии, Туркмении.

Для меня лично, этот персонаж оказался интересен тем, что, как оказалось, именно Буланушкин в 1993 году занимался первоначальным восстановлением и осуществлял руководство храмом Александра Невского в Ашхабаде (Туркменистан), в котором я в 90-е годы была крещена.

Иеромонах Нил (Михайлов) 1968 -2020
Послушник Сергий (Астраханцев) 1974-2002
Иеромонах Сергий (Бирюков) — 1972-2002

9 декабря 2020 года на трассе Москва — Санкт-Петербург в Новгородской области при столкновении легковой автомашины с грузовиком погибли три священника. В легковую машину, в котором ехали священнослужители врезался прицеп грузовика. В результате от полученных ранений на месте происшествия скончались 34-летний иеромонах Нил Михайлов и 28-летний монах Сергей Астраханцев. Третий монах – Сергий Бирюков был доставлен в больницу в тяжелом состоянии. 12 декабря он тоже скончался.

Игумен Стефан (Попков) 1946-2009

Первый наместник Иверского монастыря после его восстановления в 1991 году. На его плечи лег колоссальный труд восстановительных работ. Разрушение храмов и монастырских построек, доставшихся в наследство Русской Православной Церкви, было столь значительным, что многие паломники, посетившие монастырь не верили в возрождение Иверской обители. Напомним, что с 1918 по 1991 год в монастыре находились попеременно трудовая артель, музей краеведения, госпиталь, школа, дом отдыха, лыжная база. Некоторое время монастырские постройки стояли в совершенном разорении и запустении.

Иеродиакон Александр (Самуйлов) 1952 -2008

Подвизался в Иверском монастыре с 1995 года (с 1998 года в монашеском и диаконском чине).

На территории знаменитого Иверского монастыря с благословения архимандрита Лаврентия была возведена семейная усыпальница семьи Панаевых. В ней под тремя саркофагами, выполненными из камня, покоится прах нескольких членов семьи Панаевых.

Построение усыпальницы осуществлялось на денежные средства Панаева Валериана Александровича, который был двоюродным братом известного И.И. Панаева – писателя, журналиста, а также одного из редакторов популярного журнала «Современник».

Панаев Валериан Александрович являлся не только строителем железной дороги, но также был автором книг и отчетов по железнодорожному строительству и экономике, создателем «Панаевского» музыкального театра в городе Петербурге. На заработанные деньги его братом Ипполитом и им было принято решение выстроить фамильную усыпальницу-часовню, которая, в первую очередь, предназначалась для их покойной матери, которая на тот момент была похоронена на территории Иверского монастыря.

Мать Панаевых – Елена Матвеевна – прикладывала много сил для воспитания всех своих сыновей: Аркадия, Илиадора, Валериана и Ипполита. В середине 1854 года до нее дошел ложный слух о гибели своего сына Аркадия (обучающегося в Петербурге –Л.), и она так и не смогла перенести столь суровое испытание. Перед смертью она попросила похоронить ее на территории Иверского монастыря. В 1870 году горячо любящие ее сыновья преподнесли своей матери последний подарок – именную усыпальницу, в которую перенесли ее прах.

Спустя некоторое время, В.А. Панаев похоронил в усыпальнице свою младшую дочь Валентину, которая скончалась после родов. Будучи совсем юной, она умерла, не достигнув своего двадцатилетия. В 1886 году рядом со своей племянницей и матерью был похоронен Илиадор Панаев, который на протяжении всей своей жизни был удивительно музыкально одаренным человеком.

Все совершенные погребения семьи Панаевых связаны с нелегкими судьбами выдающихся русских людей, которые получили право навсегда быть связанными с землей православного Иверского монастыря, а также архимандритом Лаврентием, который в 1876 году также был похоронен в этой обители.

Братское воинское захоронение времен Великой Отечественной войны

Благодаря Валдайским краеведам, стали известны имена, солдат похороненных в этой могиле, находящейся у стен монастыря с восточной стороны:

ст. сержант Дятлов Григорий Александрович, погиб 07.01.1943 г.;
рядовой Воробьев Сергей Алексеевич, погиб 06.02.1944 г.;
рядовой Букреев Василий Егорович, погиб 14.01.1943 г.;
рядовой Кирин Иван Васильевич, погиб 14.01.1944 г.;
рядовой Ксендзов Антон Васильевич, погиб 10.01.1942 г.;
рядовой Ларионов Феодор Григорьевич, погиб 16.03.1944 г.;
рядовой Рожков Павел Петрович, погиб 14.03.1944 г.
Ежегодно, на этом месте, 9 мая, в День Победы проводятся молебны обо всех воинах почивших в Валдайской земле.

На этом обзор некрополя Иверского монастыря можно завершить. Впереди — продолжение Валдайских историй и знакомство с кладбищами города.

Communities › Драйвер-Путешественник › Blog › Нескучный отдых ч.5 Иверский монастырь

Любой отпуск имеет пренеприятнейшее свойство заканчиваться. Вот и наш с женой летний отпуск 2020 в санатории Старая Русса спустя две недели пребывания подошёл к концу. Пришло время собираться в обратный путь, домой.
Из ценных местных товаров в Старой Руссе можно приобрести мыло и соль. Что мы, собственно, и сделали, снабдив тем самым родственников и друзей этими товарами на месяц вперед. Отъезд был назначен на послеобеденное время. Чемодан и рюкзак заняли своё место в багажнике. Машина несколько дней стояла без движения, за это время прошёл дождь, и при ближайшем осмотре я заметил множество улиток, буквально облепивших весь кузов. Пришлось по одному отклеивать желающих нелегально переехать из Новгородской в Московскую область. Забегая вперед, скажу, что нескольким улиткам всё-таки удалось укрыться от моего взора и сменить место жительства.

Мы выехали из санатория около двух часов дня. Прямым ходом без остановок ехать до дома не планировалось, тем более, что по пути решено было на часок заехать в очень и очень красивое место, Иверский монастырь. Дорога до монастыря была хорошая, каких-либо серьёзных ям увидеть не довелось.
Валдайский монастырь расположен почти на полпути из Москвы в Петербург. 4 километра в сторону от трассы и Вы в царстве озёр, сосен и неземных видов.

Проезжая по узенькой дорожке с множеством поворотов, мы то тут, то там видели палатки вдоль водоёмов – это весьма популярное место отдыха, что неудивительно.

Иверский Валдайский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

История

В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. В специальной грамоте царь Алексей Михайлович приносил покаяние за своего «прадеда» Иоанна Васильевича, признавал его вину и выражал почтение к его мученической смерти. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием озвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.
Весной 1652 года скончался патриарх Иосиф, единодушным решением царя и Российских архиереев на патриарший престол был выбран Никон. 25 июля 1652 года состоялось поставление митрополита Никона в Патриарха Московского и всея Руси архиерейским собором.

Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители.

Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначает архимандрита Дионисия — «мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка…».

Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Обретение святых мощей произошло загадочно, и таинственным образом.

На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.

24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых.
В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх — Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано:

«Часослов», два издания, (1657 и 1658 гг.);
«Рай мысленный», сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.);
«Брашно духовное», (1661 г.);
грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).

Необходимо отметить, что это первая провинциальная типография в Российской империи. С 1665 года по повелению Никона она была переведена Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря — Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами.

16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. «Поистине нет ему подобного в мире» — отозвался об Иверском монастыре его исследователь Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило «желтой меди», специально выписанное из-за границы, «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».

Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. По свидетельству Павла Алеппского: «… икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…».

Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.
Удивительна была не только икона Иверской Божией Матери, но и история пришествие этой святыни в обитель.
Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию 1648 году, вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором говорилось:

«…Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые мощи с красками, написать Святую икону». Далее указывалось, что иконописец «токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии. И та икона новописанная не разнится ни чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая».

Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифоры. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь, им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В тоже время, Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше.

В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.

По смерти архимандрита Дионисия II его приемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры.

Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии. В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон. Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне: взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила. Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.

Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII — XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена 1688 — 1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым «с товарищами». В 1704 году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в «великом непомерном пожаре», и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть ее была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы XIX века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

Описи XVIII — XIX вв. дают представления о внутреннем и внешнем виде обители. Внутри монастыря находились:

соборная церковь во имя Успения Богородицы «о 5 главах», вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (1653-1656 гг.);
теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666-1671 гг.);
на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус — внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679-1689 гг.);
каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами (1679-1689 гг.);
слева от нее — двухэтажный каменный флигель братских келий 1679-1689 гг.);
в западной части монастыря — двухэтажный братский корпус на погребах (1730 г.);
архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683-1689 гг.);
двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683-1689 гг.);
святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа митрополита Московского (1656 г.; 1874-1875 гг.);
в северо-восточном углу — церковь святого Иакова Боровичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702-1708 гг.).

А также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.

Иверский монастырь к началу XVIII века оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Ризница Александро-Невской Лавры пополнилась дорогими настоятельскими митрами с алмазами и крупным жемчугом, дорогим облачением, четырьмя золотыми напрестольными крестами, двумя большими колоколами и многочисленным хозяйственным имуществом.
При составлении духовных штатов в 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря.

Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Известен своими подвигами молчальник Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленопреклоненной молитве в своей келье. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовность, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.

Много усилий приложил архимандрит Лаврентий для возрождения духовной и хозяйственной жизни обители. В 1858 году была сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была украшена новой золотой ризой и драгоценными камнями. В 1861 году был позолочен и обновлен иконостас Успенского собора. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны. «Это наш долг пред Царицей Небесной» — говорил братии отец Лаврентий.

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

Помощь Божия, и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей. Тогда жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной, болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники: Успение Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти святого Иакова Боровичского. В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей. В такие дни число паломников в святую обители доходило до 10 — 15 тысяч человек.

Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

В начале XX века в святой обители часто посещал церковный писатель С. А. Нилус, вместе со своей семьей они прожили на Валдае около 5 лет.
Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский). В 1920 году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая.

После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. 15 июня 1918 года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции «излишков хлеба». Монахи ударили в набат и жители Валдая, любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости. Все население города как один, вышли на улицу, захватили оружейный склад и разобрали оружие. Прибывший на остров вооруженный отряд с тревогой наблюдал за ростом народа на противоположном берегу. Архимандриту Иосифу было предложено отправиться с отрядом и успокоить собравшийся Валдайский народ. Настоятель согласился. При приближении к берегу лодки были обстреляны, и случайная пуля ранила архимандрита. Пострадавшему настоятелю была оказана медицинская помощь, а реквизицию срочно отменили. На следующий день в Валдае было введено военное положение и применены вооруженные силы для наведения порядка.
Осенью 1918 года Советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. В это время были отобраны у монастыря: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены, кампания по изъятию церковных ценностей начнется через несколько лет и, конечно, в тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.

В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Идея передачи Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря в ведение Русской Православной Церкви возникла еще в конце 80-х годов прошлого века. Она нашла поддержку среди жителей г. Валдая, которые были обеспокоены судьбой архитектурного ансамбля и уникального природного комплекса в целом. Ее инициаторами были депутат Верховного Совета СССР Валерий Иванович Трофимов и житель города Валдая Пантелей Николаевич Прохоров. От них исходили первые обращения к тогда еще Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию о возрождении духовного центра на территории монастыря.
В 1990 году Новгородскую епархию возглавил тогда еще епископ, а ныне Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий). К решению этой проблемы он подключился еще на стадии обсуждений и первых совещаний, посвященных решению судьбы монастыря. Милостью Божией, во многом его стараниями и по его молитвам в дальнейшем стало возможным знаменательное событие.

В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии.
Несмотря на неустройство и разруху, святыню — икону Иверской Божией Матери, покровительницу монастыря, перенесли из собора Петра и Павла г. Валдая в Иверскую обитель.

И уже 15 августа 1991 года город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это событие стало настоящим духовным праздником. Он побывал в Иверском монастыре, где отслужил молебен перед чудотворным образом Иверской Божией Матери и дал благословение на восстановление обители.
Первым и.о. наместника монастыря с благословения архиепископа Льва стал игумен Стефан (Попков). На его плечи лег колоссальный труд восстановительных работ. Разрушение храмов и монастырских построек, доставшихся в наследство Русской Православной Церкви, было столь значительным, что многие паломники, посетившие монастырь не верили в возрождение Иверской обители.

Помимо восстановительных работ, требующих неотложных мер, главным для наместника было все же возрождение духовной монастырской жизни. Вся братия состояла тогда из шести насельников.

С благословения архиепископа Льва образцом внутреннего монастырского устройства стал устав Псково-Печерского монастыря:

6.00 – Подъем
7.00 – Братский молебен
7.15 – 9.00 – Утренние молитвы. Полунощница, Часы,
Божественная Литургия
9.30 – Завтрак
10.30 – 14.00 – Выполнение братией послушаний
14.30 – обед
15.30 – 17.30 – Выполнение братией послушаний
18.00 – 20.00 – Вечерня и Утреня
20.00 – Ужин. Келейные молитвы

20 января 1998 года, архиепископом Великого Новограда и Старорусским Львом, в обители состоялось первое освящение престола в церкви Богоявления.
С благословения архиепископа Льва в монастырь были привезены частицы мощей Новгородских святых, хранящихся в Софийском и Покровском соборах Великого Новгорода. Помимо этого в монастырь был привезен мощевик с частицами мощей многих святых, в том числе апостолов Петра и Иакова, Марии Магдалины, великомученика Пантелеимона, великомученицы Параскевы. В 30-е годы прошлого века этот мощевик был передан Епископом Боровическим Никитой одному благочестивому мирянину, который впоследствии передал его в дар протоиерею Михаилу Пузанову. Эти святыни долгое время находились у протоиерея Михаила. Спустя 50 лет ковчег с мощами он передал в дар обители. Были привезены частички мощей всех святых Киево-Печерского монастыря. Для всех мощей была сделана единая рака и поныне они находятся в соборе монастыря.

В 2005 году было открыто монастырское подворье близ деревни Ново-Троица. На заброшенных полях в живописном месте построен большой и добротный дом для братии, работающей на подворье. В доме имеется домашняя церковь, в которой регулярно совершаются богослужения. Построен на подворье и большой скотный двор, в котором как в Ноевом ковчеге мирно уживаются разные домашние животные и птицы. Там есть козы, овцы, телята, коровы, бык, свиньи, лошадь, кролики, гуси, куры. Всех понемногу, но все заботливо ухожены. Помимо этого есть еще и пасека на 20 ульев. Подворье поставляет в монастырь молоко, сливочное масло, сметану, творог, яйца, мед, воск для свечей. Братия несет послушания по заготовке грибов и ягод.

12 января 2008 Святейший Алексий II Патриарх Московский и всея Руси, совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин.
19 сентября 2009 года Иверскую обитель посетил Святейший Кирилл патриарх Московский и всея Руси.

В январе 2020 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Иверский монастырь на Валдае: как добраться, достопримечательности

На нашей планете существует огромное количество удивительных замечательных сооружений и мест. Посещая их, вы сможете расслабиться и отдохнуть телом, а заходя в другие — ваша душа воспрянет и очиститься. Однако имеется на территории Российской Федерации и такое местечко в котором на физическом и душевном уровне человек подносится к небу.

Таким является монастырь Иверской иконы Богоматери, что находится на территории Валдая. Он является мужским монастырем православного вероисповедания. Возведен священное место на территории острова Салинская, что располагается в Новгородской области около городка Валдай. Монастырь является одним из трёх, что были возведены по приказу патриарха Никона. Ведь городок с давних времён прославляется как центр колоколитейной деятельности. Красоту этого края связывают как с матушкой природой, так и с архитектурными обителями.

Исторические сведения

Исторические сведения о возведении и выборе участка нахождения данного монастыря несут в себе огромное количество нюансов, основанных на фактах. Необходимо сказать о том, что данное святая святых было выстроена по аналогу Иверского собора, расположенного в горах Афон. После того как Патриарх Никон впервые увидел сооружение, он предложил создать подобный монастырь на территории теперешней Российской Федерации. На такое предложение царь Алексей Михайлович дал средства из государственной казны. А что касается выбранного участка, то здесь основную роль сыграла ведение, что явилось Никону при пространстви за мощью Митрополита Филиппа на территорию Соловков. Уже в июне 1653 года стали возводить святыню. Осенью окончилась строительство двух деревянных церквей: Тёплой и Соборной. Первый настоятель которых — Дионисий.

После того как патриарх впервые прибыл в городок Валдай, дал поселку новое название и стала это село Богородицкое, а само озеро именовал пресвятым. До этого он выпустил ко дну крест и Евангелие. Летописи указывается, что патриарх в своих письмах к царю описывал введение огненного столба над озером и выдавал его как знамение. А сам монастырь патриарх именовал, как Святоозерский.

Буквально через полгода началось возведение каменного сооружения здания. В середине 17 века на данную территорию были перемещены мощи Иакова Боровичского. После этого был издан царский указ, в котором говорилось, что во овладения святыни приходилось не только озеро Валдай и острова, но и все около располагающиеся вотчины.

В летописи зафиксированные факты о том, что после прибытия в монастырь братья Оршанского Кутеинского собора, началось становление и прогрессирование таких видов деятельности как, книгопечатание и переплетное мастерство.

В середине XVII века уже окончательно было окончено возведение Успенского храма, что в двадцать первом веке был переименован в честь Пречистого образа Богоматери Иверской.

Какие святыни можно увидеть на территории Иверского монастыря?

Среди множества святын Иверского мужского монастыря на Валдае, необходимо отметить наличие:

• Иверского (Успенского) собора.

• Церкви архистратига при Святого Михаила.

• Трапезной с церковью явления Господнего.

• Иверский Образ Пресвятой Девы, что был создан в горах Афон.

• Части священных мощей.

О том в какое время осуществляется богослужение и другую более детальную информацию для странствующих, вы можете увидеть при посещении официального сайта монастыря.

Как можно добраться в Иверский монастырь на Валдае?

Монастырь располагается в Новгородской области около 10 километров от Городка Валдай.

Для того чтобы посетить святыню вы можете выбрать один из двух способов проезда:

Если же добираться до монастыря поездом, необходимо купить билет на поезд Псков-Москва и выйти на станции Валдай. После этого путникам необходимо будет на теплоходе или на такси добираться до Святого места.

В случае если ехать из Санкт-Петербурга, то необходимо приобрести билет на поезд Санкт-Петербург-Москва и выйти на станции Угловка. После чего также при помощи услуг такси доехать до мужской обители.

Дорога в монастырь на машине

Если же ехать дорогой от Москвы по трассе Москва — Санкт-Петербург, то необходимо повернуть и доехать до Боровичей. А если же вы направляетесь из Питера, то необходимо проехать Валдай и свернуть на дорогу до Боровичей. Двигаться необходимо вдоль дороги примерно 2 км и после этого повернуть налево. Это и будет дорога, что приведет вас к Иверскому монастырю.

При посещении мужской обители в зимний период здешние жители рекомендуют добираться к острову через реку по льду. Наличие прохладного ветерка, мороза, красивых видов и умиротворения, окажут помощь вам в том, чтобы настроиться на необходимую ауру для произнесения молитвословия и отвлечь собственный разум от всего людского. Достаточно большое количество людей, которые уже посещали святыню рассказывают о невероятных красотах и перезвонах валдайского колокола, который слышно намного километров. Если задуматься и вправду, что может принести больше умиротворение? В связи с этим многие православные верующие люди, рекомендуют посетить монастырь и увидеть все эти чудесные места собственными глазами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Выбор автомобиля, его ремонт и техническое обслуживание