24 часа Ле Мана главное автособытие июня

KUNST! › Кружим вокруг чемпионов гонки «24 часа Ле-Мана»

Экспозиции лемановских героев в комплексе Palexpo отрядили зал площадью 1800 квадратных метров. Для двадцати экспонатов из музеев и частных коллекций места оказалось вполне достаточно.

Женевское мотор-шоу и гонка «24 часа Ле-Мана» могут считаться ровесниками. Первый автосалон состоялся в 1905 году, а соревнования, пусть пока и без официального статуса, начались в 1906-м. Нынешние европейские автосмотрины 6–16 марта уже восемьдесят четвёртые по счёту. Ближайшие суточные автобдения в Ле-Мане пройдут 14–15 июня в восемьдесят второй раз.

Не каждый сталкивался с фактом, что надо различать Le Mans и Leman. Первое — это французский город Ле-Ман, второе — Женевское озеро (на фото). Гонку с выставкой роднит и такая деталь.

Неудивительно, что организаторы обоих мероприятий относятся друг к другу с большим уважением и охотно сотрудничают. В этом году устраивающий гонку Западный автомобильный клуб (Automobile Club de l’Ouest — ACO) проводит в Женеве специальную выставку Les 24 Heures du Mans. И хотя приурочить показ было вроде не к чему (ни юбилея, ни чего-то другого не случилось), повод всё же нашёлся.

Это самый древний экспонат. Он отсылает нас на 90 лет назад, когда состоялась первая суточная гонка на выносливость. Было это 26-27 мая 1923 года. Раньше всех к финишу тогда пришли Андре Лагаш и Рене Леонар, управлявшие автомобилем Chenard & Walcker Sport с номером девять на кузове. И машина, и гонщики были французского происхождения. Достоверных данных о Шенар-Валькере немного: задний привод, трёхлитровый мотор мощностью 98 л.с., четыре цилиндра, восемь клапанов, четырёхступенчатая «механика». Говорят, средняя скорость в Ле-Мане составила 92 км/ч, максимальная — 150.

В 2020 году Национальное географическое общество провело исследование и выяснило, что «24 часа Ле-Мана» — одно из главнейших спортивных событий на планете, которое даже поважней, чем Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу. Можно и поспорить, но нужно признать: круглосуточное состязание на трассе протяжённостью 13,6 км на глазах 250 тысяч зрителей — легенда, миф и по-прежнему тяжелейшее испытание автомобильных технологий.

Есть на выставке ещё один Шенар-Валькер — Chenard & Walcker Tank, гонявшийся в Ле-Мане в 1925 году и привёзший создателям лишь десятое место. Зато «танк» заработал награду Index Of Performance как самый производительный в классе: литровая «четвёрка» разгоняла машинку до 152 км/ч.

Вообще говоря, на месте Шенар-Валькера в Женеве должен был стоять другой «танк» — Bugatti Type 57G Tank (на фото), пришедший первым в Ле-Мане 1937 года. Тогда он установил новый рекорд средней скорости (137 км/ч). Но, видимо, с Бугатти что-то не срослось (исторические экземпляры постоянно путешествуют по миру), и организаторы выставили вместо лидера симпатичного неумёху.

Ле-Ман — это бой, который мечтает выиграть каждый машиностроитель. К тому же в этом году на гонки категории LMP1 возвращается команда Porsche, вооружённая новейшим гибридным болидом с индексом 919, а значит, нынче соперничающим Audi и Тойоте придётся несладко. Всё, перечисленное выше, и есть повод для выставки двадцати лемановских машин, построенных за период с 1923 года до наших дней.

Спорткар Bentley Speed Six — двукратный чемпион Ле-Мана: он побеждал в суточном марафоне в 1929 и в 1930 годах. Спасибо мотору объёмом 6500 «кубиков», развивавшему от 144 до 197 л.с.

Трогать руками бесценные экспонаты на выставке нельзя. Разрешается касаться лишь айпэдов, прикреплённых у каждой машины и дающих о ней краткую информацию. Всё остальное рассчитано на глаза и слух, для которых предлагается и фильм-хроника об истории гонки в Ле-Мане. Кино воспроизводится проекторами на экранах позади некоторых автомобилей, создавая атмосферу, но его мало кто смотрит подолгу. Вместо кинокартины в Женеве есть чему посвятить драгоценные время и силы.

На «24 часах» в 1931, 1932, 1933 и 1934 годах был один победитель — Alfa Romeo 8C 2300 Le Mans type.

В названии Альфы 8C 2300, одного из самых успешных автомобилей в мировом автоспорте, заложены восемь цилиндров и 2336 «кубиков». Максималка — 200 км/ч. В ходе блестящей карьеры менялись габариты модели, росли мощности двигателей (от 140 до 180 л.с.) и их объёмы (до 3,2 л). Всего было построено лишь 188 экземпляров лемановской модели. Один из них в 2009-м ушёл с аукциона за $4 180 000. Это не так уж дорого, поверьте.

В 1949 году в суточной гонке впервые побеждает «конюшня» Ferrari. В этой истории есть любопытный факт. Болид Ferrari 166 MM должны были вести по трассе известный итало-американский спортсмен Луиджи Кинетти и некий шотландский барон Селсдон (он же лорд Питер Митчелл-Томас). Так вот, барон провёл за рулём всего лишь 20 минут, оставив 23 с лишним часа трудиться Кинетти. Это не помешало Селсдону сделаться официальным штурманом и войти в энциклопедии как победитель Ле-Мана. После той гонки Митчелл-Томас выкупил Ferrari 166 MM на память.

Хвостатый D-type дебютировал в Ле-Мане в 1954 году, но пришёл вторым, отстав от лидировавшей Ferrari 375 Plus на целый круг. Причиной тому стали проблемы с топливными фильтрами, для решения которых потребовались дополнительные пит-стопы. Не будь их, Ягуар наверняка пришёл бы первым, ведь он показал максимальную скорость 278 км/ч против 257 км/ч у более мощной Ferrari. Сильно помогла ягуаровская аэродинамика. Вскоре Jaguar D-Type отыгрался — в 1955, 1956 и 1957 годах он порвал в Ле-Мане всех.

Ferrari 250 Testa Rossa (или просто Ferrari TR), выпущенная тиражом 34 экземпляра, доминировала на лемановской трассе в 1958, 1960 и 1961 годах.

Модель 250 TR считается вторым по ценности автомобилем за всю историю «конюшни» из Маранелло. Совсем недавно, в феврале, неотреставрированный экземпляр Ferrari 250 Testa Rossa образца 1957 года некий господин выкупил на британском аукционе за $39,8 миллиона. Выходит, что другой богатей, отдавший в 2020-м за аналогичный экземпляр $16,4 млн, отлично инвестировал свои средства. Дороже Ferrari TR ценится только легендарная Ferrari 250 GTO. В 2020 году этот автомобиль, построенный в 1963-м, ушёл с молотка за $37,3 миллиона. А в октябре 2020-го — уже за $52 млн. Похоже, новых мировых рекордов аукционной цены на раритетные Феррари долго ждать не придётся. Охотников за «красной головой» (так можно перевести Testa Rossa с итальянского) в нашем мире хватает.

Ford GT40 изначально разрабатывался в Великобритании и США для Ле-Мана как соперник Ferrari, которая на тот момент выиграла суточную гонку шесть раз подряд (с 1960 по 1965 год). И Ford GT40 оправдал ожидания — стал четырёхкратным триумфатором: в 1966 году победило второе поколение (на фото), в 1967-м — четвёртое, а в 1968 и 1969 годах — первое. Бывало и такое! Ещё одна занятная деталь: в 1966-м на гонке лично присутствовал внук Генри Форда (Henry Ford II), то есть тогда в Ле-Мане можно было встретить два «вторых» Форда — Генри и GT40.

Как справедливо замечают энциклопедии, Porsche 917 — один из знаковых гоночных автомобилей всех времён. Рассказывать о нём можно бесконечно, поэтому ограничимся парой фактов. Модель была построена с чистого листа в угоду новым ограничениям регуляторов по объёму моторов. Премьера «девятьсот семнадцатого» состоялась 12 марта 1969 года здесь, на Женевском автошоу. Тогдашняя цена машины равнялась стоимости десяти «девятьсот одиннадцатых». Она чуть не разорила Porsche, но первые победы в абсолюте «24 часов Ле-Мана» в 1970 и 1971 годах того стоили. Мы, кстати, знакомили вас с одним из гонщиков, который привёл «девятьсот семнадцатый» к первой победе, Ричардом Этвудом.

Болид Matra-Simca MS670 напоминает о благословенных временах, когда на спорткарах рекламировались сигареты. Французы из Матры на автомобилях с трёхлитровыми моторами V12 торжествовали в Ле-Мане в 1972, 1973 (модификация Matra MS670B) и 1974 (версия MS670C) годах.

У спортпрототипа Renault Alpine A442 драматическая история. Он пытался покорить Ле-Ман в 1976, 1977, 1978 годах и в третий раз всё-таки выиграл гонку! Дорогущий проект наконец окупился сторицей, ведь Renault и Alpine утёрли нос не кому-нибудь, а Porsche. Гонщик Дидье Пирони в ходе заездов настолько устал, что не смог подняться на подиум (впоследствии пострейсовое бессилие — не редкость для Ле-Мана), так что его напарнику Жан-Пьеру Жоссо пришлось получать трофей в одиночку. Насладившись триумфом, руководство Renault решило отказаться от дальнейшего участия в круглосуточных соревнованиях, чтобы сконцентрироваться на Формуле-1.

Rondeau M379B и её создатель Жан Рондо.

А вот совершенно уникальный случай в истории «24 часов Ле-Мана» — человек выиграл гонку на собственноручно сконструированном автомобиле, носящем его имя. Болид Rondeau M379B построил французский гонщик и инженер Жан Рондо на основе агрегатов и узлов компаний Ford и Cosworth. Жан вместе с упоминавшимся выше Жан-Пьером Жоссо в борьбе против Porsche одержал победу в 1980 году. Увы, Рондо уже нет с нами. Он погиб 27 декабря 1985 года, когда его автомобиль был сбит поездом на железнодорожном переезде.

Болид Sauber Mercedes C9 — отличный повод поговорить о максимальных скоростях «24 часов Ле-Мана». Есть, скажем, такие данные. Выходит, что впервые ровно до 400 км/ч разогнался как раз Sauber Mercedes C9 в 1989 году, победив в той лемановской гонке. Тут, правда, нужно признать, что рекордной эта скорость уже не была: годом ранее принадлежащий Peugeot прототип WM P88 добрался до 405 км/ч (достижение актуально до сих пор). Но именно после результата болида Sauber C9 с трассы Ле-Мана убрали шикарный прямик, установив две шиканы. От греха подальше. Таким образом гонка за максималкой завершилась, и в 1990-м самым быстрым стал Nissan R90C, развивший 366 км/ч.

В 1990 году первое и второе места в суточном соревновании заняли гонщики, пилотировавшие болид Jaguar XJR-12. Этот 900-килограммовый снаряд, оснащённый семилитровым V12 (730 л.с., 785 Н•м), за «24 часа Ле-Мана» прошёл 4882 км со средней скоростью 204 км/ч и максимальной 353 км/ч. Ягуары XJR-12 намеревались оккупировать подиум и в 1991 году, но не получилось — удалось занять все места со второго по четвёртое. Почему? Потому что первое отвоевала Mazda!

Mazda 787B — единственный японский автомобиль, когда-либо выигрывавший Ле-Ман.

Большинство чемпионских автомобилей на выставке для нас — это великие исторические артефакты. Однако об одном из них Драйв знает больше, чем про остальные, и с ним нас связывает личная история. Неспроста наш главный редактор прямо с порога выставки побежал в центр зала к самому пёстрому экспонату. C Маздой 787B Михаил встречался раньше, ему даже посчастливилось поездить на ней. Правда, нам показалось, что в Женеву привезли не саму бесценную лемановскую чемпионку 1991 года, бережно отреставрированную к 20-летию победы, а более привычную для подобных экспозиций реплику.

Начало 1990-х в Ле-Мане ознаменовалось триумфом команды Пежо. Машина по имени Peugeot 905 Evo 1B с мотором 3.5 V10 (715 л.с.) оказалась настолько хороша, что в 1992-м гонщики оттяпали первое и третье места, а в 1993-м захватили весь подиум.

Период с 1994 по 1997 год на выставке в Женеве охвачен не был. Но всё-таки назовём тех, кто тогда чемпионствовал. В 1994-м первыми на финиш приехали немцы на Porsche, в 1995-м победили британцы на прототипе McLaren F1 с мотором BMW. А в 1996-м весь подиум заняли гонщики Porsche. И в 1997 году, и в 1998-м победу снова праздновали в Porsche. На фото выше представлен лидировавший тогда болид Porsche 911 GT1-98.

В 1999 году первыми финишную черту Ле-Мана пересекли пилоты BMW V12 LMR — жаль, их эффектного прототипа на выставке не оказалось. Впрочем, мы видели и слышали его прежде на разных мероприятиях баварцев.

Audi R8 — самый успешный прототип в истории Ле-Мана.

C 2000 года на лемановской трассе начинается новая эра — на «24 часах» воцаряется Audi с прототипом R8, который за свою семилетнюю жизнь (1999–2006) стал пятикратным чемпионом, уступив первенство лишь единожды: в 2003-м «эр-восьмую» обогнал Bentley Speed 8, наделённый её мотором V8 (сильно, впрочем, модифицированным) и кое-какими технологиями. Понятно, что с такой родословной Audi R8 стал одним из самых успешных спорткаров в истории. Преемником «эр-восьмой» назначили дизельный прототип Audi R10 TDI, который сразу занял в Ле-Мане первое место.

В 2009-м дизельные Audi R15 TDI (преемники R10 TDI) потерпели в Ле-Мане поражение по вине болида Peugeot 908 HDi FAP. Гонщики Пежо до того момента жили без лемановских побед целых 16 лет. Можно представить их радость. Однако когда пилоты Peugeot попытались развить успех в 2020-м, выстоять под натиском Audi они не смогли.

Самый современный экспонат женевской выставки родился в 2020 году.

В зале прототип Audi R18 e-tron quattro оказался самым искалеченным из всех. Проломленный местами кузов не везде заклеен заплатками, автомобиль исцарапан, в грязи, в копоти — полное ощущение, будто он только что вернулся с передовой. Организаторы правильно сделали, что не стали приводить машину в порядок. Новёхонький с иголочки Audi R18 e-tron нам встречать приходилось. Так вот, чистюля хорош, но измученный оставил неизгладимое впечатление.

Кроме всего прочего посетители могут увидеть кузов, расписанный известным американским художником Китом Харингом, и перекусить в буфете.

На выставке Les 24 Heures du Mans огорчило только то, что создатели не стали утруждать себя составлением добротного каталога — информации в нужном объёме нет ни в экспозиционном зале, ни на сайте. В крошечной брошюрке, которую выдают на выходе, объём данных стремится к нулю. И что трудно понять и простить — перепутаны или с ошибками даны названия автомобилей.

Сюрприз! На поверку машин в экспозиции оказалось не 20, как сообщается всюду, а на одну больше — двадцать первым стал Porsche 956 (1982 г.) в раскраске от Rothmans, своего табачного спонсора.

В общем, из-за некоторой неразберихи в Женеве приходилось смотреть и фиксировать, а по возвращении домой выяснять, что же такое ты увидел. И ахать-охать, осознавая, сколько интеллектуальных и физических сил требует от людей, какие способности запрашивает у машин всепоглощающий Ле-Ман — великая гонка без конца и края.

За кадром

Надо было пошевеливаться — в Женеве жёсткий тайминг. Так что на всё знакомство с выставкой в общей сложности ушло полчаса. Отснял фото, пошёл дальше и вспомнил, что, ой, забыл про видео! Пришлось вернуться и по-быстрому, кое-как… Но всё же лучше, чем ничего. Когда ещё выпадет такой случай? Болиды Ле-Мана окружают нас не каждый день.

Стала известна дата начала финального заезда в автомобильной гонке «24 часа Ле-Мана»

В период с 15 по 16 июня 2020 года во Франции состоится одна из самых старейших автомобильных гонок в мире – «24 часа Ле-Мана». «Гран-при выносливости и экономичности» является вторым названием ралли, где участники должны найти баланс между скоростью и надежностью автомобилей в течение 24 часовой гонки. 13 июня 2020 года состоялись финальные заезды в рамках квалификационного раунда, и команда Toyota поучила право первого старта.

Комментарий лидеров квалификационного заезда Ле Ман 24 часа

Два автомобиля команды Toyota являются фаворитами на 87 автомобильной гонке «24 часа Ле-Мана», которые подтвердили свой статус лидеров в квалификационном заезде. Майк Конуэй, Камуи Кобаяши и Хосе Мария Лопес опередили своих конкурентов по команде — Себастьяна Буэми, Казуки Накаджима и Фернандо Алонсо, которые выиграли гонку в прошлом году.

Третья и последняя квалификационная сессия проходила ночью 13 июня 2020 года в сухую погоду, и гибриды Toyota показали свое превосходство над другими шестью автомобилями, представленными в категории «Королева LMP1». Автомобили команды Toyota оснащены гибридной силовой установкой с рекуперацией энергии, в то время как их конкуренты имеют менее мощные и обычные двигатели.

Бывший пилот Формулы-1 Камуи Кобаяши заявил, что хотел бы выиграть гонку хотя бы один раз, особенно для команды Toyota. Ранее японец дважды получал возможность стартовать с самой передней точки в основном заезде («поул позишн»). В предыдущий раз пилот получил право поул позишн на трассе в Мансо (2020 год). При этом японский гонщик добавил, что после квалификационного заезда есть некоторое разочарование, потому что даже с лучшим показателем имеется 1 лишняя секунда.

Время начала гонки Ле Ман 24 часа и количество участников финального заезда

В общей сложности 61 автомобиль примет участие в финальном заезде «24 часа Ле-Мана», который стартует 15 июня 2020 года в 15:00 по московскому времени. В дополнение к категории LMP1, объединяющей самые мощные автомобили, также входят LMP2, GTE Pro и GTE AM для водителей-любителей.

Большинство экспертов ралли считают, что единственный реальный шанс для противников команды Toyota — увидеть их устраненными из соревнования, является либо несчастный случай, либо механическая поломка, что само по себе нередкое явление в течение 24 часовой гонки. Тем более аварии случаются даже во время тренировочных заездов — 12 июня 2020 года с автомобилем Dempsey-Proton Racing Porsche N.99 произошло аварийное происшествие.

Природный фактор и аварийные риски в гонке Ле Ман 24 часа

Накануне финального заезда «24 часа Ле-Мана» технический директор команды Toyota Паскаль Васселон заявил, что в подобной гонке никогда и ни у одной команды не будет все под контролем. В лучшем случае, возможно, рассчитывать только на 60%, но не более. Именно этот факт и заставляет любить и одновременно ненавидеть данное ралли, подытожил менеджер.

Разница в скорости между самыми быстрыми и самыми медленными автомобилями на 13,6-километровой трассе, особенно ночью, является одной из самых больших опасностей для водителей во время соревнования. После квалификационного заезда, расхождение между самой быстрой Toyota и самой медленной GTE AM была более 40 секунд на круге.

Отдельное место в гонке занимает погодный фактор, который может внести свои коррективы и повлиять на исход. 12 июня 2020 года во время квалификации пошел сильный дождь, и это стало причиной нескольких аварий. В предстоящие выходные Гидрометцентр не обещает дождя во Франции, но этот риск никогда не может быть полностью исключен в подобной гонке.

История Ле Ман 24 часа и самая страшная трагедия в автоспорте

Первый Ле-Ман состоялся в период с 26 по 27 мая 1923 года и был выигран Андре Лагаш и Рене Леонардом (команда Chenard & Walcker). Все гонки с тех пор проводились в июне, за исключением 1956 года (июль) и 1968 года (сентябрь). Традиционно, ралли начинается в 16:00 в субботу, хотя в 1984 году ралли началось в 15:00. Гонка проводилась ежегодно за исключением периода между 1940 и 1948 годами, когда была Вторая мировая война и послевоенный период.

В исходной конфигурации использованная гоночная трасса имела длину 10,73 мили (17,26 км) и впоследствии несколько раз была укорочена. Традиционный старт, когда водители бежали по трассе к своим гоночным машинам, в последний раз использовался в 1969 году.

Во время гонки в Ле-Мане 1955 года произошла самая страшная авария в автоспорте. Mercedes Пьера Левега поразил заднюю часть Austin Healey, ведомого Лэнсом Маклин. Автомобиль протаранил банк, взорвался, и его двигатель влетел в переполненную трибуну, убив 80 человек. Левег скончался на месте, а вся команда Mercedes покинула соревнования.

24 часа Ле-Мана

24 часа Ле-Мана – Гран При Выносливости и Эффективности, одна из старейших автогонок мира. Впервые проведена «Западным автомобильным клубом» в 1923 году.
За победу борются не только заводские команды, но и любители. 24-х часовой марафон выявляет не только самые быстрые, но и надежные машины. На трассе Ле-Мана проходят проверку многие передовые идеи, которые в случае успеха внедряются в производство серийных автомобилей.

История.
В первой гонке участвовало 33 машины, 90% из них были французского производства.
До Второй мировой войны тон соревнованиям задавали Bugatti, Bentley, Alfa Romeo. В 50-е годы два события на гонках связаны с Пьером Левегом. Сначала в 1952 году он пытался выиграть соревнования в одиночку, но сошел с дистанции (после этого введено правило «трех гонщиков»), а в 1955 году разбился на машине, вылетев на трибуны и унеся жизни 80 зрителей. В 1958 году организаторы включили «24 часа Ле-Мана» в календарь чемпионата мира среди спортивных автомобилей. В 60-х самой успешной была команда Ford, выигравшая 4 гонки подряд.
В 70-80 годы главным фаворитом стал Porsche. В это десятилетие на трассу выходят специально созданные прототипы. В 90-тые, после закрытия чемпионата мира, в Ле-Ман переместились гоночные автомашины на основе серийных.
С 2020 года «24 часа Ле-Мана» стал важнейшим этапом вновь созданного чемпионата мира по автогонкам на выносливость (WEC).

Правила.
«24 часа Ле-Мана» традиционно проводится в середине июня. В соревнованиях несколько последних лет участвуют 56 экипажей.
Старт до 70-х годов проходил в стиле «Ле-Ман» — в одну линию, согласно позиции в квалификации или размеру двигателя. Однако многие гонщики и конструкторы позднее придумали различные способы, как ускорить для себя начало гонки. Поэтому начиная с 1971 г. практикуют старт с хода, как в гонке Инди 500.
Марафон длится ровно сутки. В этой гонке победу празднует тот, кто проехал за 24 часа больше всего кругов, потому автомобили конструируют таким образом, чтобы они выдержали соревнования, при этом, не забывая и про скорость. Водители меняются каждые 2-4 часа, заходя на пит-стоп. Существует правило «трех гонщиков»: в заезде должно участвовать не менее трех пилотов на одну машину. Это сделано для того, чтобы уменьшить риск аварии из-за усталости. Именно с Ле-Мана идет традиция праздновать победу обливанием шампанским из бутылки, перекочевавшая в Formula 1.

Автомобили.
В гонке участвуют автомобили 4 категорий:
LMP1 – старший класс автомобилей, собранных специально для гонок, с мощностью от 550 до 650 лошадиных сил. Представлены как заводские, так и частные команды. Стоимость авто здесь сопоставима со стоимостью болида F1.

LMP2 – менее мощный вариант LMP1 (до 550 л.с.). В этой категории участвуют только частные команды.

LM GTE Pro – категория гоночных авто, имеющих внешний вид серийных. В этом классе выступают команды производителей автомобилей. Среди гонщиков часто встречаются действующие и бывшие пилоты F1.

LM GTE Am – требования те же, что и к предыдущей категории, но при этом здесь представлены машины возраста от одного года и старше. Основная часть участников-любителей заявляются в этот класс. Среди пилотов этих автомобилей встречаются даже американские киноактеры.

И отдельно – о гоночной трассе.
Трасса Сарта, или Ле-Ман, находится на окраине одноименного городка (Франция), построена в 1923 году. Имеет один из самых длинных по длине круга треков, известна также своей самой длинной среди гоночных трасс прямой между поворотами, на которой можно разогнаться до 400 км/час. Длина круга – 13629 метров, 38 поворотов, рекорд круга 3 мин. 17, 5 сек.

Победители.
В 2020 году команда Porsche одержала свою семнадцатую победу в престижной гонке. У команды Audi тринадцать побед, у Ferrari – девять. Заводские команды заинтересованы в победе, ведь количество продаж машин победившей марки заметно возрастает.
Наиболее титулованными являются два гонщика: француз Жаки Икс- шестикратный победитель (с 1969 по 1982 год) и датчанин Том Кристенсен – девятикратный победитель (с 1997 по 2020 год).

Автоспорт. 24 часа Ле-Мана-2020. Когда пройдет гонка?

Самая «старая» и уже легендарная автомобильная гонка «24 часа Ле — Мана» проходит начиная с 1923 года неподалеку от одноименного французского городка на трассе «Сарта».

В 2020 году пройдет уже 87-й запуск «гонки на выносливость» и уже есть несколько интересных новостей.

Бывший российский пилот Формулы-1 Сергей Сироткин примет участие в марафоне длиною в сутки.

Команда Porsche (лидер Кубка конструкторов») выставит в этом сезоне четыре автомобиля.

Сама гонка станет финальной в Чемпионате мира FIA WEC (впервые в истории).

Суточный марафон пройдет 15-16 июня 2020 года.

Все последние новости, сведения о билетах можно узнавать здесь.

Менее недели остается до очередного Ле-Мана. В этом году легендарная суточная гонка состоится в восемьдесят седьмой раз. Обычно гонка проходит в середине июня, вот и в это раз 24 часа Ле-Мана состоится 15-16 июня, квалификация запланирована на 12-13 июня. Старт возьмут 62 автомобиля, а вот сколько доберутся до финиша мы узнаем в воскресенье, 16 июня, после 16 часов по московскому времени. Стоит добавить, что из россиян участие примут Сергей Сироткин, Егор Оруджеев, Михаил Алешин, Виталий Петров, Роман Русинов, Констанин Терещенко. Где, как и во сколько смотреть 24 часа Ле-Мана в этом году можно узнать вот здесь.

Путешествие на гонку «24 часа Ле-Мана»

Рассказ о путешествии на автомобиле от Парижа до Ле-Мана от нашего главного редактора Оли Лукьяновой. Все, что необходимо знать о поездке, и 100 тысяч причин, почему на гонке 24h Le Mans нужно побывать каждому.

Рассказ о путешествии на автомобиле от Парижа до Ле-Мана от нашего главного редактора Оли Лукьяновой. Все, что необходимо знать о поездке, и 100 тысяч причин, почему на гонке 24h Le Mans нужно побывать каждому.

На нашей планете существует три легендарные гонки, на которых хотя бы раз в жизни должен побывать каждый: «Formula 1» Gran Prix Monaco, Indianapolis 500 и 24h Le Mans. И в каждой из них есть российские пилоты. Но вот незадача: русские пилоты есть, а русских болельщиков практически нет.

Виталий Петров, участник гонки «24 часа Ле-Мана», команда Manor (SMP Racing): «Все дело в отсутствии информации. О гонках пишут сугубо специализированные издания. И пишут в основном о результатах, поэтому людям неоткуда узнать, что такое на самом деле гонки и как проходит гоночный уикенд. Я думаю, что, если бы, например, репортаж о том же Ле-Мане показали на Первом канале, рассказали о том, какая там атмосфера, насколько это круто и весело, что это не просто машинки, которые 24 часа ездят по кругу, а это целый город развлечений, то многие люди, планирующие отправиться в отпуск в Европу, с радостью поехали бы сюда».

Туда слетаются сотни тысяч человек со всего мира, но среди них нет и одного процента российских граждан. Разве что в Монако наберется процентов 5, и то потому, что они там живут. В чем причина? Неужели эти события не заслуживают нашего внимания, а пилотам не нужна поддержка соотечественников? Это мы и решили выяснить, отправившись во Францию, на одну из самых сложных и непредсказуемых гонок в небольшом городке под названием Ле-Ман, который каждый год на 4 дня становится эпицентром для всех влюбленных в скорость и в автомобили.

Роман Русинов, участник гонки «24 часа Ле Мана», команда G-Drive Racing: «Поддержка болельщиков очень важна. В Ле Ман на гонку приезжает больше 350 тысяч зрителей. Самые сильные ощущения я испытываю перед стартом на главной прямой, когда толпа на трибунах начинает заглушать звуки моторов. Это потрясающая энергетика, и ее невозможно передать словами! В этом году наш генеральный спонсор разыгрывал поездку на эту легендарную гонку. Приятно было увидеть на трибунах российских болельщиков с нашими флагами!»

Начнем наш рассказ с сухих фактов. О том, сколько денег вы потратите, отправившись на гонку «24 часа Ле-Мана».

Перелет самолетом авиакомпании Air France до Парижа обойдется вам примерно в 25 тысяч рублей (я говорю о билетах туда и обратно).

Аренда автомобиля, например, Fiat 500, как взяла я, вместе со страховкой – 11 500 рублей (взяла в четверг вечером, вернула в понедельник вечером).

Не хотите брать автомобиль? От Парижа до Ле-Мана курсирует несколько поездов, их стоимость начинается от 1 700 рублей в один конец. Длительность поездки составляет около 2-х часов.

Бензин – заправка 2 раза. Полный бак – 2 900 рублей (92 рубля за литр). Итого: 5 800 рублей. Кстати, я столкнулась первый раз с тем, что, если вы оплачиваете заправку картой, на ней блокируют 100 евро. И возвращают их через 3-5 дней за вычетом той суммы, на которую вы заправились. Будьте готовы и не пугайтесь.

Гостиница недалеко от трассы – примерно 5 850 рублей в сутки. Можно найти дешевле, если взять чуть дальше от места событий.

Стоимость входного билета на все дни от 4 500 рублей.

Как вы поняли, я предпочла отправиться на автомобиле. Из всех представленных в аэропорту «Шарль Де Голь» компаний я выбрала Avis. Изначально в брони стояла цена 6 000 рублей за все дни. Но после неких махинаций дамы за стойкой выдачи авто цена возросла до 11 500 рублей. Добавилась страховка и, видимо, налоги. Страховку, кстати, я не просила. Просто не обратила внимание. Всего на карте заблокировали 15 860 руб. Вместе с депозитом.

Мне достался автомобиль Fiat 500 C. К моей великой радости, кабриолет. Оформление заняло примерно 15 минут (мне повезло: не было очереди), и я отправилась в путь. Это был мой третий визит в Париж, но первый раз я выбиралась из аэропорта «Шарль Де Голь» самостоятельно. Начиная с того, что сам аэропорт – лабиринт, заканчивая тем, что выезд из него – еще более запутанный лабиринт. Минут 10 я крутилась по развязкам, пока наконец-то не свернула на нужный выезд.

Расстояние от Парижа до Ле-Мана составляет всего 206 километров. Но, если ехать через центр города, вы рискуете попасть в пробки не меньше московских, поэтому я поехала в объезд. По километражу чуть больше, но по времени, как я убедилась на обратном пути, намного быстрее. К счастью, Google Maps теперь работают и без интернета, если загрузить нужную карту, так что проблем с поиском маршрутов не возникнет.

Ехала быстро. Очень хотела успеть к началу квалификации. Не знаю, придут штрафы или нет, потом расскажу. Но камер на дороге я не видела. Случайно подрезала грузовик и мотоцикл, думала получу «люлей». Но они увидели, что я еду с картой в руках и лишь понимающе развели руки в стороны. Обошлось. Французы, кстати, гоняют хлеще русских. Когда спидометр моего «малыша» показывал 155 км/ч, меня просто «в точку» обгоняли все автомобили. Это при разрешенных-то 130 км/ч. Удивилась! Пейзажи по пути чертовски напоминают нашу страну. О том, что ты во Франции, свидетельствуют только дорожные знаки на иностранном языке, знаки с оленями, которые больше похожи на косуль, указатели на повороты к замкам, а также странные запахи, которые меняются всю дорогу, но остаются неизменно неприятными. Наверное, по пути много заводов, не знаю. Дороги идеальные. Хочется ехать все быстрее и быстрее, но Fiat.

На пути есть пункт оплаты. В сторону Ле-Мана дорога обошлась мне в 1 200 рублей. В обратную сторону — 1 300 рублей. Кстати, когда я только подъехала к пункту оплаты, была уверена, что там сидит тетечка, ну, все как у нас. А там оказался бездушный аппарат. Но я подъехала с расчетом на кассира, поэтому дотянуться до автомата не смогла. Мужчина, который стоял рядом, был одет в форму работника, но даже и не подумал помочь мне дотянуться, чтобы оплатить проезд. Пришлось выходить из машины. Сразу вспомнила, что, когда такое происходит в России, охранники и иже с ними, всегда помогают, хотя это не входит в их обязанности.

Заправок на пути очень мало. Авто, конечно, выдают с полным баком, а вот на обратную дорогу стоит заправиться заблаговременно.

Добралась достаточно быстро и без происшествий. На подъезде к трассе встала в пробку. Люди начали стекаться, чтобы посмотреть на квалификацию. Парковок много, но все забиты под завязку. А если отъехать чуть подальше, припарковаться можно без проблем, что я и сделала. Минуток 10 пешком, и я у входа в Рай. Пока ждала свой пропуск, рассматривала людей, входящих и выходящих с трека. Они были похожи на тех, кто обычно плавает в фонтанах на праздник, любимый всеми в России, в день ВДВ. Шумные, с пивом и голым торсом.

И, конечно, практически ни один нетрезвый мужчина не прошел мимо, не отпустив в мой адрес какой-то комментарий, к счастью, все они были на незнакомых мне языках, так что я делала вид, что не слышу. В общем, чувствовала себя как дома. Позже, кстати, осознала, что наши просто паиньки по сравнению с теми, кого я видела там. Люди, справляющие нужду прямо на улице, кричащие, пристающие к девушкам. Ну, а мужчина, бегущий без трусов, но в майке между автомобилей, со стаканом пива в одной руке и трусами — в другой, оставил неизгладимый след в моей не самой ранимой психике.

Но это был единственный минус. И таких людей было не очень много. Так что сильно не пугайтесь. В семье не без урода, как говорится.

Основная масса – приличные люди, причем всех возрастов, со всех уголков мира. Мужчины и женщины. Самое невероятное, что многие прибывают в домах на колесах. И вокруг трассы несколько огромных кемпингов, на которых припаркованы тысячи таких машин. И еще одна особенность: люди приезжают на легковых автомобилях и разбивают палатки вблизи трассы. Пробираясь через тысячи палаток, чувствуешь себя как в детстве, когда с классом отправляешься в туристические походы. Романтика. На самом деле это очень удобно. Тебе не нужно ехать в отель. Устал смотреть гонку, поспал пару часов тут же в палатке и опять пошел смотреть гонку.

Пилоты, кстати, также ночуют на трассе. У каждого из них есть свой «motorhome». Феликс Розенквист показал мне на фотографиях свой дом на колесах: не хуже пятизвездочного отеля, скажу я вам. Огромная кровать и всевозможные удобства. Пилоты в среднем находятся за рулем 2 часа, затем меняются, и тот, кто ехал, отправляется спать, чтобы через 4 часа бодрячком прыгнуть за руль. Уснуть, правда, удается не всем. Я наблюдала в Instagram в «сторис», что многие пилоты прогуливаются по улочкам с магазинами, скупая сувениры. Так что взять автограф и сфотографироваться можно не только во время автограф-сессии и парада пилотов.

Кстати, о параде пилотов. Это невероятное событие, на которое приходят посмотреть около 200 тысяч человек. Каждой команде выделяется ретро-автомобиль с открытой крышей. И вот такой вот огромной колонной они едут по историческому центру города. Фоткаются с поклонниками. Все это безумно красиво и впечатляет своим размахом, ведь в гонке «24 часа Ле-Мана» участвует 60 команд. Длится парад около 3-х часов, ну а дальше начинаются народные гуляния.

Пишу, и меня переполняют эмоции от воспоминаний. Наверное, это самое яркое впечатление моей жизни, с которым я ничего не могу сравнить. Представляете, сотни тысяч людей со всеми мира, объединенные любовью к автомобилям? Нет ненависти, нет политики, нет разногласий, только чистая энергия и любовь к гонкам.

Вернусь к трассе. Вокруг трассы, помимо палаточных городов и автокемпингов выстроен целый город развлечений. У каждого бренда, кто так или иначе задействован в гонке, есть свой магазин – инсталляция. Там вы купите сувениры на любой вкус и кошелек, посмотрите на новые автомобили и невероятные технические достижения. Тут можно приобрести все на тему авто: начиная от наклейки, заканчивая картинами и предметами интерьера. Есть гоночные симуляторы, магазины одежды, аттракционы и даже колесо обозрения, чтобы оценить размах мероприятия с высоты птичьего полета.

Много ресторанчиков. Правда, если вы на диете, вам будет непросто, так как все рестораны в основном продают не очень полезную пищу: картошка фри, гамбургеры, пицца и пиво – это главные блюда Ле-Мана. Но я отрыла вкуснейшее мороженое – сорбет и молочные коктейли. Кто ищет – тот найдет. В каждом кафе есть телевизор, где в прямом эфире можно посмотреть гонку.

Кстати, о кафе. У каждой гоночной команды есть свои места питания. Выглядят они очень уютно. Как летние веранды дорогих ресторанов. Кормят там тоже на уровне. Разнообразное меню, и все очень вкусно. Завтрак, обед и ужин по расписанию. В промежутках можно попросить повара приготовить что-нибудь по спецзаказу. Запеченного омара тебе, конечно, не подадут, но на отменную пасту 100 процентов можно рассчитывать.

Поправиться гонщикам, кстати, не удастся. За каждый двухчасовой заезд они теряют около 2 килограммов. Так что смело можно есть макароны, закусывая картошкой фри. Я, кстати, тоже себе ни в чем не отказывала, потому что расстояния настолько огромны, что в день я проходила 12-15 км: 3 раза сбегать на парковку, вот тебе и 6 км.

Для желающих есть прогулки по пит-лейну и, конечно, по гриду. Правда, желающих столько, что пройти там весьма непросто. Я уж не говорю о том, чтобы пробраться к автомобилям. Мне повезло больше, у меня был проход в паддок. Мой друг Виталий Петров и команда Manor приютили меня в своем боксе, так что у меня была возможность насладиться красотой автомобиля без сотни тысяч людей вокруг.

Особенно впечатлил звук. Громко настолько, что не слышно ничего больше. Но наушники надевать не хотелось. Было желание слушать этот звериный рев, от которого мурашки бежали по коже. Говорят, что на гриде в день старта гонки можно было встретить Бреда Пита, Киану Ривза, Марию Шарапову, Виктора Дробыша, Кена Блока. Я никого не видела, хотя всей душой мечтала о фото с Кеном, на видео которого я выросла и полюбила автоспорт.

Трибуны были битком все время. Люди сменялись, но пустых мест не было почти никогда. Во время старта болельщики кричали так, что заглушали шум от двигателей 60-ти автомобилей. Это не передать словами, друзья. Это такие эмоции. Которые нужно испытать, понять, прочувствовать. Сотни тысяч людей в своей стихии. В едином порыве страсти. Рев машин. И старт. Такой красивый, такой злой и дерзкий. Лучшие пилоты со всего мира. 24 часа. Борьба без остановки. Аварии. Сходы. Эмоции. Невозможно забыть. И хочется повторить. В следующем году обязательно. Присоединяйтесь, вы не пожалеете!

Россияне впервые выиграли «24 часа Ле-Мана»

Итоги самой жесткой гонки года

Александр Шаронов, фото championat.com, eurosport.com

Завершилась одна из самых известных автомобильных гонок — «24 часа Ле-Мана». Но в последние годы и даже десятилетия она известна не только своей требовательностью к надежности техники, но и предсказуемостью результатов. Фавориты всем давно известны: большинство золотых медалей в общем классе с 2000 года забрала Audi. Однако с 2020 года в гонках на выносливость властвовала ее сестра — Porsche. Но проблема в том, что Audi ушли из «Ле-Мана» в 2020 году, а Porsche — в 2020-ом. Так что сезон 2020 года принес сразу несколько сюрпризов.

LMP1: триумф Toyota

После ухода Audi и Porsche в «24 часах Ле-Мана» среди заводских команд осталась лишь Toyota Gazoo Racing. Стоит ли говорить о том, что именно она выиграла гонку? С отставанием в два круга финишировали их коллеги. Швейцарцы из Rebellion Racing плелись далеко позади: +12 кругов для первого экипажа и +13 для второго.

А где же российская команда SMP Racing Бориса Ротенберга? На квалификации оба экипажа показали себя неплохо, продемонстрировав приемлемое отставание от Toyota Gazoo Racing и Rebellion Racing. Да и в начале гонки все складывалось удачно: Стефану Сарразену удалось вывести болид на третье место в абсолютном зачете. При этом за счет более высокой экономичности машина SMP Racing реже заезжала на пит-стопы, чем автомобили Rebellion Racing. Чем не предпосылка для «бронзы» (первые два места — за «Тойотой)?

Но на восьмом часу гонки Матевос Исаакян на скорости 270 км/ч не вписался в поворот и кормой соприкоснулся с отбойником. Пилот смог удалить поврежденное крыло и даже тронуться с места, но вытекшая из пробитого охлаждающая жидкость решила иначе.

Еще раньше, на втором часу гонки, встал 11-ый экипаж, в которой входили Виталий Петров, Дженсон Баттон и Михаил Алешин. Дело было в неисправном датчике. Но даже после исправления неисправности техника не позволила финишировать: за 40 минут до завершения гонки отказал мотор.

LMP2: победа G-Drive Racing

Если в классе LMP1 все было предрешено (даже с учетом того, что ранее Toyota не становилась победителем), то в LMP2 сохранялась интрига. Тем приятнее победа российской G-Drive Racing.

Команда участвует в гонке на выносливость с 2020 года. «У нас было много попыток, наконец, нам это удалось. На самом деле я еще не осознал, что мы выиграли. Это круто!», — заявил Роман Русинов, единственный пилот в составе G-Drive Racing. С ним работали французы Жан-Эрик Вернь и Андреа Пиццитола.

«Это была отличная гонка, мы справились. Последний час был самым сложным, мне было бы проще, если бы я был в машине. Это первая победа России в LMP2», — заметил господин Русинов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Выбор автомобиля, его ремонт и техническое обслуживание