24 часа Ле Мана Audi поедет на гибридном приводе

Содержание

Поул-позицию «24 часов Ле-Мана» выиграл гибрид

Действующий победитель суточного марафона Андре Лоттерер принес гибридным автомобилям первую победу в квалификации «24 часов Ле-Мана». Спортсмен за рулем Audi R18 e-tron проехал круг в Ле-Мане за 3:23.787, на три десятых секунды превзойдя ближайшего преследователя. Второе место занял экипаж Романа Дюма, Лоика Дюваля и Марка Жене, которым досталась обычная версия дизельного Audi R18.

В 2020 году на старт «24 часов Ле-Мана» выйдут четыре спортпрототипа с гибридными силовыми установками. Второй R18 e-tron под управлением ветеранов гонок на выносливость Тома Кристенсена, Ринальдо Капелло и Аллана МакНиша квалифицировался четвертым, а две «Тойоты» TS030 разместились на третьей и пятой строчке. Лучшее время для японской команды показал экс-пилот Формулы-1 Энтони Дэвидсон, выехавший на решающую попытку за 15 минут до окончания сессии. Напарниками британца будут Себастьен Буэми и Стефан Сарразен.

Быстрейшим негибридным бензиновым автомобилем оказался HPD команды Strakka Racing: Дэнни Уоттс завершил квалификацию на седьмом месте. В категории LMP2 поул-позицию выиграл Джон Мартин, пилотировавший прототип ORECA с двигателем Nissan. Россиянин Роман Русинов, выступающий за команду Signatech, будет стартовать 16-м в «абсолюте» и третьим в своем классе. Бывший гонщик «Формулы-1» Мартин Брандл, вернувшийся в Ле-Ман в одном экипаже со своим сыном Алексом, расположился на 24-й строчке – в категории LMP2 Брандлы стали 11-ми.

Марафон «24 часа Ле-Мана» пройдет 16-17 июня. Старт гонки запланирован на 15.00 по местному времени (17.00 в московском часовом поясе).

Toyota представила гибридный спорт-кар для гонок 24 часа Ле-Мана

В этом году на легендарных соревнованиях «24 часа Ле-Мана» выступит заводская команда концерна Toyota. Японская компания выставит на гонки два современных болида TS030 HYBRID.

Toyota станет первой командой, которая будет выступать в чемпионате FIA World Endurance Championship на машине с гибридным приводом.

TS030 HYBRID оснастят гибридной системой THS-R (Toyota Hybrid System — Racing). Используемый ДВС — новый V8 объемом 3,4 литра. Вместо привычной для Тойоты аккумуляторной батареи на болиде будут использоваться конденсаторы, разработанные официальным партнером команды компанией Nisshinbo. Электромоторы будут расположены на обоих осях машины, спереди — разработка Aisin AW, сзади — DENSO.

Состав команды для одного из болидов уже определен: Александр Вурц, Николя Лапьер и Кадзуки Накадзима.

Напомним, что у компании Toyota уже есть опыт создания гибридных болидов для 24-часовых гонок: в 2007 году Toyota Supra HR-V с гибридной силовой установкой победила в двадцатичетырехчасовой гонке на трассе «Токати» в Японии.

Audi поедет в «Ле-Мане» на полноприводном гибриде

Компания Audi рассекретила гибридный полноприводный спортпрототип R18 e-tron quattro. Два экземпляра новинки летом текущего года, наравне с еще двумя обычными дизельными автомобилями, примут участие в марафоне «24 часа Ле-Мана». К этому соревнованию машины подготовятся в ходе гонки в Спа, организованной в рамках международного первенства WEC, ставшего правопреемником Интерконтинетального кубка «Ле-Ман» ILM, проводившегося в прошлом году.

Гибридный спортпрототип оснащен электромоторами на передней оси, 510-сильной дизельной «шестеркой» объемом 3,7 литра, приводящей в движение задние колеса, и маховиком, который поставляется Williams Hybrid Power, входящей в ту же группу компаний, что и команда Формулы-1 «Вильямс». В силовой установке маховик «собирает» кинетическую энергию при торможении, затем отсылая ее к передним электромоторам.

Как отмечают в Audi, гибридным спортпрототип становится только на скорости более 120 километров в час. Цикл «сбор энергии-питание электромоторов» будет осуществляться около десяти раз за круг, а сам маховик, который легче обычных комплектов аккумуляторов, использующихся в традиционных гибридах, выдерживает до 3600 циклов «зарядка-разрядка» за 24-часовую гонку. Помимо этого, R18 e-tron quattro имеет меньший (на два литра) топливный бак, чем обычный дизельный спортпрототип.

Как сообщалось ранее, в гонках на выносливость появится еще один автопроизводитель с гибридными автомобилями — в соревнования вернется компания Toyota.

24 часа Ле-Мана: неожиданный успех Audi

Во французском Ле-Мане 14–15 июня прошла суточная гонка на выносливость. Победный дубль сделала команда Audi, из россиян до финиша в первой десятке класса LMP2 добрался только Марк Шульжицкий, выступавший в составе OAK Racing.

140123_new

«24 часа Ле-Мана» спустя полтора часа после старта ознаменовались аварией. Под начавшимся дождем вылетели в отбойник Toyota (Энтони Дэвидсон / Николя Лапьер / Себастьен Буэми) и Audi (Фелипе Альбукерке / Марко Бонаноми / Оливер Джарвис). В инцидент оказалась вовлечена и Ferrari 458 Italia команды AF Corse, выступающая в классе LMGTE Am. В тот момент за рулем находился Сэм Берд, который на старте совершил серьезный прорыв, пройдя нескольких соперников. Пилоты в инциденте не пострадали, но Ferrari и Audi из-за сильных повреждений не смогли продолжить заезд. Toyota добралась до боксов для ремонта, чтобы затем вернуться на трассу.

2020-24-Heures-du-Mans-41-GREAVES-MOTORSPORT-(GBR)-ZYTEK-Z11SN-NISSAN-FGA-1424A-DSC-4780_hd

К моменту возобновления заезда в гоночном режиме погода постепенно начала меняться: выглянуло солнце, и дорожное полотно стало подсыхать. Поэтому в последующие часы можно было наблюдать обострившуюся борьбу во всех классах.

Однако принять участие в ней до конца не довелось российским пилотам. Из-за аварии на 120-м круге сошел экипаж G-Drive Racing (Роман Русинов / Оливье Пла / Жюльен Каналь), а в самом начале гонки SMP Racing закатила в боксы свой прототип №27 (Кирилл Ладыгин / Николя Минассян / Маурицио Медиани). Утром оказалась разбита еще одна машина SMP Racing, уже из категории LMGTE Am — Ferrari 458 Italia под номером 72, которой управлял Виктор Шайтар (Андреа Бертолини / Алексей Басов). Спустя несколько часов свернул в боксы и второй прототип россиян под №37 (Сергей Злобин / Мика Сало / Антон Ладыгин). Позднее он вернулся на трассу, но лишь для того, чтобы добраться до клетчатого флага — на финише отставание от лидера составило 76 кругов.

10426745_716747758381681_2242342465778937509_n

В суточном испытании удалось выстоять Марку Шульжицкому, выпускнику Академии GT Nissan, который в «24 часах Ле-Мана» выступал на спортпрототипе LMP2 команды OAK Racing. Вместе со своими напарниками Алексом Брандлом и Яном Марденбороу он длительное время лидировал, и именно Марк увидел отмашку клетчатым флагом. Правда, прокол колеса, приключившийся незадолго до финиша, отбросили экипаж OAK Racing на пятое место в классе LMP2. Победа досталась Jota Sport и ее ZYTEK Z11SN — Nissan (Оливер Турви / Гарри Тинкнелль / Саймон Долан).

120897_1_5

10368203_716747808381676_4570768571544186471_n

Главным фаворитом LMP1 считался коллектив Toyota Racing. Его представляли два экипажа: Александр Вурц / Стефан Сарразин / Казуки Накаджима (№7) и Энтони Дэвидсон / Николя Лапьер / Себастьен Буэми (№8). Именно они лидировали в квалификационных сессиях накануне, и по ходу сезона FIA WEC уже подтвердили хорошую форму своих прототипов. Однако с самого начала гонка не задалась для «японцев». После аварии лидировавшего прототипа №7 на первое место вышла Toyota TS 040 — Hybrid под стартовым номером 8. Позднее машины снова обменялись позициями, но утром в воскресенье автомобиль №7, которым в тот момент управлял Казуки Накаджима, остановился на трассе. Как сообщила команда, причиной схода стали проблемы с электроникой. В гонке остался лишь один экипаж Toyota Racing.

2020-24-Heures-du-Mans-7—TOYOTA-RACING-(JPN)-TOYOTA-TS030—HYBR >Экипаж Toyota Racing — Александр Вурц / Стефан Сарразин / Казуки Накаджима

Борьбу Toyota планировали навязать Audi и Porsche, причем именно Porsche в квалификации были ближе всего к «японцам». Хотя недостаток мощности, который машины Porsche испытывали на предыдущих двух этапах FIA WEC, вызывал опасения, что «немцы» и здесь уступят соперникам. Оставалось надеяться на ход длинного заезда, что отчасти оправдалось. Благодаря проблемам у оппонентов, экипажи Porsche держалась достаточно близко к первой тройке, и за несколько часов до финиша автомобиль Марка Уэббера / Брендона Хартли / Тимо Бернхарда даже вышел в лидеры. Однако оставался он там недолго — по техническим причинам машине пришлось свернуть в боксы, и вперед тут же вырвались спортпрототипы Audi.

2020-24-Heures-du-Mans-20-PORSCHE-TEAM-(DEU)-PORSCHE-919-HYBR >Марк Уэббер, LMP1: «Получилась непростая гонка для всех, но уже большое достижение, что мы добрались до финиша. Думаю, мы до самого конца гонки не могли себе представить, что окажемся на таких хороших позициях. Porsche проделали огромную работу, чтобы достичь таких результатов… Мы первый раз выступали в Ле-Мане и сразу оказались так близки к подиуму».

Бенуа Трелуйе, Марсель Фасслер и Андре Лоттерер на своем Audi R18 e-tron quattro Hybrid на последних двух часах гонки захватили преимущество в абсолютном зачете. Опередить их не смог и другой автомобиль команды. Аналогичный гибридный R-18 e-tron Quattro в составе экипажа Тома Кристенсена / Лукаса ди Грасси / Марка Жене занял второе место в классе.

24h Le Mans 2020

24h Le Mans 2020

Третьими, несмотря на все выпавшие сложности, оказались Энтони Дэвидсон / Николя Лапьер / Себастьен Буэми (Toyota Racing). Четвертое место удержали «частники» Rebellion Racing в составе экипажа Николя Проста / Ника Хайдфельда / Маттиаса Беше. Оба автомобиля Porsche в классе LMP1 в итоговую классификацию не попали.

10393718_715440198512437_7797055967042048606_n

В категории LMGTE Pro победа досталась экипажу AF Corse в составе Джанкарло Физикеллы, Тони Виландера и Джанмарии Бруни. На протяжении большей части дистанции лидировал коллектив Aston Martin. Экипаж автомобиля №97 — Бруно Сенна / Даррен Тернер / Штефан Мюке — удерживали первую позицию в классе, но несколько серьезных поломок, в том числе рулевого управления за пару часов до финиша, повлияли на итоговый расклад: автомобиль команды занял лишь пятое место. На вторую ступень подиума поднялся экипаж Corvette Racing — Ян Магнуссен / Антонио Гарсиа / Джордан Тейлор, на третью — пилоты Porsche Team Manthey Фредерик Маковецки / Марко Хольцер / Рихард Литц.

10353640_715440191845771_265308230388085443_n

В классе LMGTE Am команде Aston Martin удача улыбнулась — ее экипаж в составе Кристиана Поулсена, Дэвида Хенмайера-Ханссена и Никки Тима завоевал победу, опередив автомобили Proton Competition (Кристиан Рид / Клаус Бахлер / Халид Аль-Кубаиси) и AF Corse (Луис Перес-Компанк / Марко Чиочи / Мирко Вентури).

Четвертый этап FIA WEC, 6-часовая «Гонка Америки», пройдет 18–20 сентября в США на трассе в Техасе.

2020-24-Heures-du-Mans-24-gt3-6749_n

Результаты «24 часов Ле-Мана», абсолютный зачет — класс:

1. Фасслер / Лоттерер / Трелуйе (Audi Sport Team Joest) — LMP1, 24 часа 1:59.830 минуты

2. Ди Грасси / Жене / Кристенсен (Audi Sport Team Joest) — LMP1, +3 круга

3. Дэвидсон / Лапьерр / Буэми (Toyota Racing) — LMP1, +5 кругов

4. Прост / Хайдфельд / Беше (Rebellion Racing) — LMP1, +23 круга

5. Долан / Тинкнель / Турви (Jota Zytek Sport) — LMP2, +24 круга

6. Тирье / Бади / Гомменди (Thiriet By TDS Racing) — LMP2, +24 круга

7. Шатин / Панчиатичи / Уэбб (Signatech Alpine) — LMP2, +24 кругов

8. Раст / Чаруз / Капиллар (Sebastien Loeb Racing) — LMP2, +25 кругов

9. Брандл / Марденбороу / Шульжицкий (OAK Racing) — LMP2, +25 кругов

10. Клин / Хирш / Брандела (New Blood By Morand Racing) — LMP2, +27 кругов

11. Чен / Тун / Фон (OAK Racing) — LMP2, +32 круга

12. Фрей / Майо / Ланкастер (Race Performance)- LMP2, +37 кругов

13. Бруни / Вилландер / Физикелла (AF Corse) — LMGTE Pro, +40 кругов

14. Магнуссен / Гарсиа / Тейлор (Corvette Racing) — LMGTE Pro, +41 круг

15. Хольцер / Маковецки / Литц (Porsche Team Manthey) — LMGTE Pro, +42 круга

16. Шелл / Летвиллер / Руссель (Pegasus Racing) — LMP2, +43 круга

17. Поулсен / Ханссон / Тим (Aston Martin Racing) — LMGTE Am, +45 кругов

18. Гейвин / Милнер / Уэстбрук (Corvette Racing) — LMGTE Pro, +46 кругов

19. Рид / Бахлер / Аль-Кубаиси (Proton Competition) — LMGTE Am, + 47 кругов

20. Перес-Компанк / Чиочи / Вентури (AF Corse) — LMGTE Am, + 48 кругов

21. Монтекальво / Рода / Руберти (8 Star Motorsports) — LMGTE Am, + 49 кругов

22. Демпси / Фостер / Лонг (Dempsey Racing — Proton) — LMGTE Am, + 50 кругов

23. Кимбер-Смит / МакМарри / Дайсон (Caterham Racing) — LMP2, + 50 кругов

24. Далла Лана / Лами / Нигард (Aston Martin Racing) — LMGTE Am, +50 кругов

25. Аль-Файсаль / Нейман / Пампелли (JMW Motorsport) — LMGTE Am, + 52 круга

26. Накано / Эхре / Рич (Team Taisan) — LMGTE Am, +52 круга

27. Бартез / Понс / Айари (Team Sofrev ASP) — LMGTE Am, + 54 круга

28. Крон / Йонссон / Коллинс (Krohn Racing) — LMGTE Am, + 55 кругов

29. Нарак / Арминдо / Холлидей (IMSA Performance MATMUT) — LMGTE Am, +56 кругов

30. Моулем / Паттерсон / Хэмилтон (RAM Racing) — LMGTE Am, +60 кругов

31. МакНил / Бликемолен (Prospeed Competition) — LMGTE Pro, +60 кругов

32. Мари / Мерлин / Хелари (IMSA Performance MATMUT) — LMGTE Am, + 62 круга

33. Тернер / Мюке / Сенна (Aston Martin Racing) — LMGTE Pro, + 69 кругов

34. Пиле / Бергмейстер / Тенди (Porsche Team Manthey) — LMGTE Pro, +70 кругов

35. Злобин / Сало / Ладыгин (SMP Racing) — LMP2, +76 кругов

36. Маллеголь / Башелье / Бланк (AF Corse) — LMGTE Am, +84 круга

Не классифицированы:

Дюма / Яни / Либ (Porsche Team) — LMP1, пройдено 348 кругов

Бернхард / Уэббер / Хартли (Porsche Team) — LMP1, 346 кругов

Раг / Тейлор / Ихара (Larbre Competition) — LMP2, 341 круг

Сходы:

Вурц / Сарразин / Накаджима (Toyota Racing) — LMP1, пройдено 219 кругов

Бертолини / Шайтар / Басов (SMP Racing) — LMGTE Pro, 196 кругов

Перродо / Койард / Палттала (Prospeed Competition) — LMGTE Am, 194 кругов

Гриффин / Паренте / Лео (RAM Racing) — LMGTE Pro, 140 кругов

Русинов / Пла / Каналь (G-Drive Racing) — LMP2, 120 кругов

Манн / Казе / Джаммариа (AF Corse) — LMGTE Am, 115 кругов

Хоусон / Брэдли / Императори (KCMG) — LMP2, 87 кругов

Крайхамер / Беличчи / Ляймер (Rebellion Racing) — LMP1, 73 круга

Бертон / Гонзалез / Чандок (Murphy Prototypes), 73 круга

Манеманн / Латиф / Уинслоу (Greaves Motorsport), 31 круг

Ригон / Каффер / Беретта (AF Corse) — LMGTE Pro, 28 кругов

Альбукерке / Бонаноми / Джарвис (Audi Sport Team Joest) — LMP1, 25 кругов

Вятт / Руголо / Берд (AF Corse) — LMGTE Am, 22 круга

Ладыгин / Минассян / Медиани (SMP Racing) — LMP2, 9 кругов

Ордонез / Рейп / Мотояма (Nissan Motorsports Global — ZEOD), 5 кругов

Монстр! 10 фактов о гонке «24 часа Ле Мана»

“Большую корону” автомобильного спорта следовало бы назвать “Большим трезубцем”: в нее входят три великие гонки — Инди 500, Гран-При Монте-Карло и марафон 24 часа Ле Мана. Две из них уже отгремели, а дата проведения третьей — эти выходные, 15-16 июня. Что следует знать перед началом просмотра ее трансляции?

Трассу, по которой проходит легендарная гонка 24 часа Ле Мана, нельзя назвать автодромом в привычном понимании этого слова: часть вытянутого в гигантский овал маршрута пролегает по обычным дорогам между населенными пунктами Ле Ман, Мульсан и Арнаж, давшими название поворотам. Собственно автодром (речь идет о построенном в 1965 году треке Bugatti au Mans) является лишь малой частью более чем 13-километрового кольца “большого Ле Мана” — что не помешало ему принять в 1967-м единственную гонку Формулы-1.

Впрочем, сама трасса 24-часового марафона тоже получила собственное имя, о правильном произношении которого поклонники гонки спорят уже много лет. На французском ее называют Circuit de la Sarthe, и поборники чистоты произношения никак не могут договориться о едином произношении: Сарт (созвучно названию регионального департамента), Сарта (по имени реки неподалеку) или Сартэ (самый очевидный, но определенно неверный вариант).

Несмотря на фиксированную длину одного круга, продолжительность гонки ограничивается только временем: в зачет идет расстояние, которое лидер промчит за 24 часа. Рекорд же дистанции — 5410 км — установлен в 2020 году.

Самая известная часть большого лемановского овала — почти прямой и без малого шестикилометровый участок трассы Route Nationale 138, ведущий к городку Мульсан. Несмотря на явно выраженный кочковатый рельеф местности, мощные лемановские прототипы разгонялись на прямой Мульсан до огромных скоростей. В 1988 году рекорд максимальной скорости здесь установил прототип WM Peugeot: почти 406 км/ч!

Однако холмики и крутой правый поворот в конце прямой на развязке Мульсан представляли серьезную проблему для прижимной силы и торможения болидов, и после ряда инцидентов FIA вообще запретила использовать при организации гоночных мероприятий прямые длиннее 2 км. В итоге легендарный прямик Мульсан был разделен двумя шиканами, которые вынуждают участников гонки сбрасывать скорость и оттормаживаться для выполнения маневра.

Процедура старта круглосуточного марафона 24 часа Ле Мана — сама по себе отдельная традиция. Правда, до наших времен добралась разве что отмашка на линии старта французским триколором. А до 1962 года все было совсем иначе: автомобили располагались под стеной трека на стартовой прямой (машины с большим объемом двигателя — впереди), водители выстраивались на противоположной обочине и по сигналу бежали к своим болидам сломя голову.

Затейливая процедура сказалась на многих нюансах автомобильного спорта: так в Porsche из-за этого решили устанавливать личинку замка зажигания слева — чтобы пилот, запуская мотор левой рукой, правой “втыкал” первую передачу. А великий гонщик-новатор Стирлинг Мосс разработал собственную процедуру: он запускал двигатель уже с включенной передачей и проезжал первые метры гонки на стартере. Естественно, на ремни безопасности пилотам рук и времени не хватало, из-за чего в начальной стадии марафона часто случались фатальные аварии.

Переломить ситуацию решил не менее великий бельгиец Жаки Икс: на старте гонки 1969 года он не побежал к своей машине, а степенно прошествовал через трассу (и чуть не был сбит рванувшей с места машиной соперника), сел за руль, пристегнул ремень безопасности и только после этого тронулся с места. На первом же круге той гонки в аварии погиб Джон Вулфи на Porsche 917. А Жаки Икс финишировал первым.

Остановки для дозаправки и смены пилотов — обязательный пункт программы гоночного марафона продолжительностью в целые сутки. И попытки “сэкономить” тут часто выходят боком (об этом — ниже). Опытные же и слаженные гоночные коллективы пит-стопов не боятся: главное чтобы машину не пришлось чинить в боксах на протяжении часов (это тоже допускается правилами). При этом победа не обязательно достается тому, кто заезжал в гаражный переулок реже других: в 2020 году экипаж Audi, выигравшей гонку в Лемане, совершил за сутки 34 пит-стопа, хотя ближайшие преследователи на Toyota побывали на пит-лейн всего 30 раз. Но продули.

Высокие скорости, огромное физическое и моральное напряжение пилотов с механиками, а также продолжительные нагрузки на технику — не самые идеальные обстоятельства для мирной поездки с друзьями по французской глубинке. К сожалению, изматывающий марафон Ле Мана не раз приводил к тяжелым авариям на трассе. Некоторые из них — вроде живописного взлета прототипа Mercedes CLR под управлением Марка Уэббера (а затем и его напарника Питера Дамбрека) в 1999 году — били разве что по репутации команды.

Другие — как столкновение Toyota Энтони Девидсона с “прозевавшим” приближение скоростного прототипа пилотом Ferrari Перрацини в 2020-м или грандиозный полет Audi Алана Макниша в 2020-м, — заканчивались гипсом и длительной реабилитацией для пилотов. И все же 24 часа Ле Мана унесли немало жизней: последней (надеемся, действительно последней) трагедией Circuit de la Sarthe стала гибель датчанина Аллана Симонсена на 3 круге марафона в 2020 году.

Пожалуй, самый страшный инцидент за всю историю гонки 24 часа Ле Мана, унесший жизни 82 зрителей, одного пилота, и искалечивший еще 120 человек, произошел в 1955 году. Его невольным автором стал французский пилот Пьер Левег, прославившийся своей попыткой проехать суточный марафон Ле Мана без смены. В 1952-м это ему почти удалось: проведя 23 часа за рулем, Левег потерял бдительность и ошибся с переключением передачи, загубив двигатель своего автомобиля.

В 1955-м Левег (настоящее имя гонщика — Пьер Буаллен) выступал в Ле Мане за рулем гоночного Mercedes-Benz 300 SLR, построенного на сверхлегком каркасе из сплава магния, но оборудованного еще барабанными тормозами. Последний факт и стал одной из причин печального инцидента: на 35 круге гонки Левег из-за поднявшейся пыли не смог своевременно разглядеть и оттормозиться — или хотя бы объехать — внезапно замедлившийся Jaguar Хоторна (британский автомобиль имел намного более эффективные дисковые тормоза и пытался в последний момент повернуть на пит-стоп).

Мерседес Левега взлетел в воздух, вдребезги разбился о земляную насыпь, а обломки автомобиля унеслись в толпу зрителей… Последствия этого трагического инцидента были многочисленными и разноплановыми — от ухода заводской команды Mercedes-Benz из Ле Мана на многие десятилетия и официального пересмотра требований по безопасности автоспортивных сооружений до запрета автомобильных гонок во Франции, Германии, Испании и Швейцарии. В Швейцарии полный запрет действует до сих пор, хотя предложения о послаблении ограничений там звучат уже не впервые.

Ливреи гоночных автомобилей, часто обусловленные пожеланиями спонсоров команды, достойны отдельного и долгого разговора. Хотя удержаться от упоминания особо выдающихся образцов сложно. К особо выдающимся образцам мы однозначно относим “макияж” болида Porsche 917/20, который на марафоне 1971 года получил прозвище Pink Pig (“Розовая хрюшка”) за скандальную “разметку” частей свиной туши на розовом кузове (идея дизайнера Porsche Анатоля Лапена).

Процветает в кругах участников Ле Мана и популярность высокого абстрактного искусства: за оформление гоночных болидов BMW для марафона брались художники Рой Лихтенштейн (1977), Энди Уорхол (1979) и Джефф Кунс (2020). В том же 2020-м пилот Даррен Тернер заказал немецкому художнику Тобиасу Ребергеру раскраску своего Aston Martin Vantage GTE, которая буквально не давала сфокусировать на машине взгляд.

Мы не напрасно упомянули о том, что барабанные тормоза стали одной из причин грандиозной аварии в Ле Мане 60 лет тому назад. Автомобильные гонки всегда заставляли разработчиков шевелить мозгами, создавая более надежные, эффективные и выносливые системы для автомобилей.

Лучшего полигона для испытаний чего-то новенького, чем убийственный для техники круглосуточный марафон, придумать просто невозможно. К тому же, гонку в Ле Мане не напрасно называют “Испытанием на выносливость и экономичность”: эксперименты в области аэродинамики и экономичности силовых установок здесь не прекращаются никогда.

В 1963-м на старт Ле Мана вышел экспериментальный Rover с газотурбинным мотором, в 1970-м дебютировала Mazda с роторным двигателем Ванкеля (и в 1991-м году роторная Mazda 787B все-таки выиграла гонку). Дизельный двигатель впервые приехал сюда в 1949 году на автомобиле Delettrez Special, однако большого успеха не снискал.

Так что по-настоящему успешными выступления дизельных машин в Ле Мане стали благодаря двигателям Audi. С 2009 в гонке разрешено участвовать гибридным автомобилям с системами рекуперации кинетической и тепловой энергии, а уже в 2020-м гонку впервые выиграл гибридный Audi R18 e-tron.

За долгие годы участия в марафоне, гонку в Ле Мане выигрывали многие автопроизводители — но самым успешным брендом является, пожалуй, Porsche. На счету компании из Цуфффенхаузена 18 побед, причем семь из них были завоеваны подряд в конце 80-х. На втором месте — Audi с 13 победами. А среди прочих достижений парней из Ингольштадта — и личный рекорд по числу побед в Ле Мане, который принадлежит датчанину Тому Кристенсену. Приглашенный для срочной замены травмированного пилота в команду Team Joest, которая в то время использовала болид TWR Porsche WSC-95, Кристенсен выиграл первый же в своей карьере Ле Ман.

Общий же список его побед в круглосуточном марафоне насчитывает 9 пунктов, причем шесть раз (с 2000 по 2005 годы) Кристенсен выигрывал подряд. За выдающиеся успехи Том получил прозвище “Мистер Ле Ман”. А вот нашему старому знакомому Жаки Иксу за 6 побед в марафоне присвоили звание почетного гражданина города Ле Ман. В настоящее время ни Кристенсен, ни Икс в марафоне уже не принимают участия, так что определенный шанс у молодежи все-таки есть…

Знатоки истории гонки 24 часа Ле Мана настаивают на том, что традиция устраивать “душ из шампанского” на подиуме родилась именно здесь. И именно в 1967 году, когда гонку выиграли американцы Дэн Герни и Эй Джей Фойт. Как позже рассказывал сам Герни, он решил откупорить подаренную ему на подиуме бутыль шампанского специально для того, чтобы окатить стоявших неподалеку “крутых перцев” — Генри Форда-младшего (президента Ford Motor) и владельца команды Shelby Кэррола Шелби с их женами.

Дескать, перед стартом марафона те крайне иронично высказывались о шансах Герни-Фойта на финиш — не говоря уже о победе. Быль это или байка — неизвестно. Как бы то ни было, фотография с Дэном Герни, увлеченно поливающим кого-то за кадром брызгами шампанского, — перед вами.

«24 часа Ле-Мана»: тише едешь – дальше будешь!

Прошедший на трассе в Сартэ в 78-й раз знаменитый суточный марафон «24 часа Ле-Мана» в очередной раз подтвердил банальную истину, что побеждает не тот, кто быстро едет, а тот, кто финиширует. Быстрейшими в нынешней гонке были прототипы Peugeot, но ни один из них не добрался до финиша, зато пилоты Audi праздновали тройную победу!

Герои гонки: команда Audi

После того, как «гарцующие львы» выиграли «в одну калитку» квалификацию, заняв первые три места на стартовом поле, многим показалось, что вторая к ряду победа Peugeot в Ле-Мане не за горами. И даже сход экипажа – обладателя поул-позишн уже на третьем часу гонки, казалось, не мог повлиять на итоговую расстановку сил. Уж очень сильно автомобили Audi отставали от французских «львов»: лучший круг у R15 – 3:21.541, тогда как у 908 HDi – 3:19.074! Но ингольштадтские машины взяли другим, наиважнейшим для гонок на выносливость, качеством: надежностью. Ни одной сколько-нибудь серьезной поломки ни на одном из трех болидов за все 24 часа, что длилась гонка! В итоге именно пилоты «четырех колец» полностью «оккупировали» призовой подиум. А для прототипов Audi R15 TDI «Ле-Ман 2020» стал эффектной точкой в гоночной «карьере»: в будущем году их сменят новейшие R18. Если они окажутся столь же надежными, какими были R8, R10 и R15, то у французов вновь возникнут серьезные проблемы.

Прорыв гонки: Тимо Бернхард/Ромэн Дюма/Майк Роккенфеллер (Audi)

Бернхард, Дюма и Роккенфеллер в квалификации заняли лишь пятое место на стартовом поле и, казалось, максимум, за что они могли сделать, — это «зацепиться» за подиум. Однако столкновение Тома Кристенсена с машиной младшего класса в самом начале гонки, а затем – тройной сход Peugeot, вывели франко-немецкий экипаж в лидеры. Неверно, впрочем, было бы думать, что Бернхард, Дюма и Роккенфеллер «выехали» исключительно на ошибках соперников: во-первых, случайных победителей в Ле-Мане не бывает, а во-вторых, все трое просто-напросто не допустили за все 24 часа ни одной ошибки, а болид R15 – ни разу их не подвел. В результате Бернхард, Дюма и Роккенфеллер выиграли гонку, установив попутно рекорд по пройденной за сутки дистанции (5 410 км, 397 кругов) для трассы современной конфигурации. Ну, а команде Audi они «привезли» девятую в истории победу в Ле-Мане.

Провал гонки: команда Peugeot

Такого разгрома Франция не знала со времен Ватерлоо. Располагая быстрейшими на сегодняшний день машинами, заводская команда Peugeot не просто упустила победу: ни один прототип французской марки не добрался до финиша! Однако уже на третьем часу гонки из-за поломки подвески из борьбы выбыл экипаж Педро Лами, Себастьена Бурдэ и Симона Пажено. Еще через пять часов на машине Марка Жене, Алекса Вурца и Энтони Дэвидсона сломался генератор, после замены которого гонщики, пытаясь наверстать упущенное, «запороли» движок. Ну, а под утро, и тоже из-за отказа двигателя, сошел лидировавший в тот момент экипаж Франка Монтаньи, Стефана Сарразена и Николя Минассяна. В общем, не скоростью единой живы победители Ле-Мана…

Лучшие из остальных: команда ORECA

Частная команда ORECA стартовала в нынешнем «Ле-Мане» в старшем классе LMP1 двумя машинами: Peugeot 908 HDi заводской подготовки и Oreca 01 – AIM собственной конструкции. После схода заводских Peugeot «частный» 908 оставался единственной надеждой французской марки хотя бы на подиум, однако сошел в итоге и он. А вот экипаж на «независимом» Oreca 01 – AIM стал «лучшим из остальных», финишировав на четвертом месте и уступив только непобедимым в этом году заводским прототипам Audi. Причем отрыв гонщиков ORECA, по ле-мановским меркам, был не так уж велик: 28 кругов.

Результаты гонки «24 часа Ле-Мана 2020»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Выбор автомобиля, его ремонт и техническое обслуживание